Мания преследования – это самостоятельное психическое расстройство или симптом других заболеваний? Причины, этапы и классификация бреда преследования. Какие признаки могут свидетельствовать о том, что у человека мания преследования? Чем опасна тяжелая форма этого расстройства, можно ли избавиться от него и как это сделать? Мы решили детально обсудить эту проблему с Главным врачом медицинского центра «Гармония Здоровья», ведущим психиатром, психиатром-наркологом и психотерапевтом клиники Владиславом Сиповичем.
Что такое бред преследования, известный в народе как мания преследования?
Вы правильно делаете акцент на названии этого психического расстройства, так как в медицинской классификации оно определяется, как один из видов более широкого понятия бредового расстройства. В просторечье же оно известно под названием мании преследования. Отдавая дань распространенности этого понятия, я буду использовать его наряду с официальным наименованием. Признаваемым синонимом бреда преследования является название «персекуторный бред», в основе которого лежит латинское слово persecutio, что переводится как преследование.
Итак, мания преследования – что это? Прежде всего это расстройство мышления субъекта, основным проявлением которого есть его непоколебимое и навязчивое убеждение в том, что он является объектом преследования со стороны другого человека или группы лиц. При этом убежденность в преследовании является результатом не логических умозаключений, а ошибочного представления о происходящих событиях и неверного восприятия действительности. К проявлениям и фактам преследования относятся не только слежка и наблюдение, но и коварные замыслы мнимых врагов, включая издевательства, насилие, надругательства и даже убийство. В число преследователей могут входить соседи, коллеги, обычные прохожие, правительство, спецслужбы, тайные организации разного толка, инопланетяне и просто вымышленные персонажи.
Следствием бреда преследования является особое поведение субъекта, проявляющееся в предельной недоверчивости, замкнутом образе жизни и самоизоляции. Кстати, на фоне пандемии COVID-19 у некоторых людей с манией преследования появился страх насильственного заражения коронавирусом. Например, что кто-то специально преследует его, чтобы покашлять или чихнуть прямо в лицо, оставить следы на ручке двери, подбросить зараженную вещь и т.п. Закономерным осложнением такого состояния является еще большая самоизоляция, а в случае ее нарушения посторонними – выраженная агрессия.
Типичным для бреда преследования являются «хитроумные» способы избегания слежки – неожиданная смена разных видов транспорта, выскакивание из него после начала движения, а в метро за секунду до закрытия дверей, резкие изменения пешего маршрута, покидание заведений через черный ход и т.п. В большинстве все эти действия являются небезопасными как для самого субъекта, так и для находящихся рядом людей. Например, водитель маршрутки может резко затормозить, в поисках запасного выхода можно оказаться объектом внимания охраны или напугать сотрудников заведения, нарушить санитарные нормы на кухне или в медучреждении. Пытаясь скрыться от преследования, человек ведет себя неадекватно из-за страха и тревоги, не способен критично относится к своим действиям, здраво оценивать их последствия и реакцию окружающих.
Кстати, именно люди с бредом преследования чаще всего становятся «профессиональными» жалобщиками, рассылающими свои претензии в различные инстанции и обращающиеся с исками в суды. Это явление получило название кверулянство и означает непреодолимую тягу к сутяжничеству по поводу ущемления своих прав и интересов, причем часто необоснованного или значительно преувеличенного. И чем больше такой человек получает отказов в своих претензиях, тем более убеждается в пристрастии судей и чиновников. Представление о мнимой несправедливости по отношению к себе начинает доминировать в его сознании, становясь сверхценной идей и вызывая полное пренебрежение правами и интересами других. В тяжелых случаях развивается параноидное бредовое расстройство.
И еще одна особенность больных с манией преследования – они не расположены делиться с окружающими своими опасениями, т.к. вообще не доверяют людям и предполагают, что даже внутри близкого круга общения могут находиться их скрытые недоброжелатели или «вражеские» агенты.
В чем причины бреда преследования и как он связан с другими психическими болезнями?
Этиология расстройства точно неизвестна. Предполагают, что бредовые идеи могут быть следствием таких явлений, как:
• генетическая предрасположенность;
• нарушения в работе центральной нервной системы, связанные с психическими заболеваниями;
• психологические травмы (негативная семейная обстановка, социальные проблемы и т.п.);
• постоянное стрессовое состояние с чрезмерным нервным напряжением.
• алкогольное, наркотическое или лекарственное отравление;
• органические поражения головного мозга (болезнь Альцгеймера, атеросклероз сосудов головного мозга, черепно-мозговые травмы, опухоли и др.);
Большинство специалистов считают манию преследования родом из детства, когда психика формируется при воздействии различных негативных социально-психологических факторов. Среди них наиболее часто причинами расстройства чаще всего являются такие:
• Любые виды запугивания детей даже с самыми благими целями. Например, вместо того, чтобы просто объяснить, почему нельзя ничего брать от посторонних или уходить с ними куда-нибудь, родители часто пугают ребенка страшными историями и примерами. Звучит это по типу стишков из советского фильма: «Чудовище вида ужасного схватило ребенка несчастного!». Поддержание этого детского страха в дальнейшем закономерно может перерасти в манию преследования, когда уже подросший ребенок будет настороженно и с опаской относится не только к малознакомыми незнакомым людям, но и к тем, с кем он вынужден тесно общаться. Естественно, это не будет способствовать его развитию и карьерному росту.
• Игнорирование детских страхов, когда взрослые недостаточно уделяют внимания и оставляют без проработки факты, вызвавшие испуг у ребенка.
• Просмотра контента, не соответствующего возрастным ограничениям. Взрослые «ужастики», боевики и кровавые сцены способны нанести непоправимый вред неустойчивой детской психике.
• Пережитые в детстве акты насилия или нападения, когда ребенок оказывается свидетелем или даже жертвой преступления и при этом не может оказать сопротивление. Особенно чувствительна для него насильственная гибель родных или друзей.
• Несправедливые или ложные обвинения в проступках, которые ребенок не совершал.
• Нахождение в местах лишения или ограничения свободы.
Бред преследования большинством научного медицинского сообщества рассматривается не как самостоятельное заболевание, а как синдром, характерный для различных болезней. Но в отдельных случаях мания преследования может представлять собой и изолированное бредовое расстройство с более выраженной симптоматикой. Довольно интересны случаи индуцированного бреда, когда симптомы мании преследования возникают у двух взаимосвязанных субъектов, но при этом на самом деле страдает нею только один из них.
Статистика наиболее часто связывает манию преследования с такими заболеваниями:
• Шизофренией, для которой бред преследования считается самым распространенным видом шизофренического бреда. В этом случае бред имеет систематизированный характер, логически увязанный с окружающей действительностью. Единственное, что его выдает – это навязчивость идеи и изменение самосознания с формированием нового «Я». Кроме того, в последующем картина бреда усложняется и расширяется за счет эмоциональных реакций на мнимые намеки, насмешки, издевательства. И еще – интеллект при мании преследования у шизофреников не страдает.
• Параноидным синдромом и паранойей.
• Эпилепсией у детей, которая сопровождается не только приступами, но психоневрологическими изменениями личности – эгоцентризмом, зацикленности на себе, преувеличенным вниманием к своему здоровью, страхом, жестокостью и агрессией. Для детей эпилептиков характерны нарушения сна, дезориентация, расстройства психосенсорной сферы, изменения ощущений. На этом фоне часто формируется параноидный бред преследования с галлюцинациями и устрашающими фантазиями.
• Алкогольным отравлением, так называемым алкогольным параноидом. Для него характерен несистематизированный бред с иллюзиями (галлюцинациями) образов убийц, маньяков, шпионов, агентов, врагов и т.п.
• Медикаментозной интоксикацией.
При совмещении нескольких заболеваний психической сферы возможно наложение бредовых состояний и сверхценных идей. Примером может служить сочетание алкогольного психоза с параноидной формой шизофрении. При этом возможны даже чувственные галлюцинации. Например, при идее заражения, больной физически ощущает проникновение микробов внутрь через кожу, нос или рот, а при навязчивой идее отравления – жжение, подозрительные запах и вкус. В результате сюжет мании становится более сложным и плохо структурированным.
Выявлена также связь бредовых идей с органическими поражениями головного мозга – атеросклерозом, болезнью Альцгеймера, опухолями, травмами или инсультами лимбической системы.
Какие признаки свидетельствуют о том, что человек страдает манией преследования?
Мания преследования, симптомы которой я уже частично описал, развивается поэтапно и на каждом этапе имеет свои особенности и признаки, менее или более выраженные.
Дифференцируют три стадии развития и степени тяжести бреда преследования, а именно:
• Первая – легкая, на которой появляются первые симптомы в виде постоянной тревожности, раздражительности, страха общения и элементов социофобии.
• Вторая, или средней степени тяжести. Для нее характерна ярко выраженная симптоматика, асоциальное поведение, затруднение или потеря способности к общению даже с близкими, невозможность выполнять свои профессиональные обязанности в полном объеме, бессонница. Человек становится чрезмерно подозрительным, легко выходит из равновесия, испытывает постоянный страх за себя, свое здоровье, жизнь или имущество.
• Третья, тяжелая стадии мании преследования характеризуется сильным ухудшением общего состояния, развитием депрессивного расстройства, усилением страха и агрессивности. Опасность этой стадии в том, что, находясь в состоянии тяжелого бреда, больной может причинить вред себе и окружающим. Это могут быть как попытки суицида, так и нападения на других людей в целях самозащиты от их мнимых «вредоносных» действий.
Одними из самых типичных симптомов мании преследования являются такие:
• Непреходящее ощущение преследования и слежки, исходящих от кого-то или чего-то угроз жизни и здоровью.
• Недоверие к людям, даже из ближнего круга общения, и чрезмерная подозрительность.
• Замкнутость и стремление к самоизоляции.
• Бессонница из-за страха заснуть и вовремя не отреагировать на «происки врагов».
• Постоянное нервное напряжение, тревожность и страх.
• Раздражительность и приступы агрессии.
Если вы обнаружили у себя или близких эти признаки, немедленно обращайтесь к врачу. Ведь вы не знаете, когда болезнь выйдет из-под контроля и перейдет на следующий, более тяжелый этап. Любой стресс может спровоцировать форсированное развитие мании преследования. Особенно это актуально для бреда, спровоцированного сосудистыми нарушениями, осложненными возрастными изменениями. При привычном жизненном укладе больные еще справляются с бредовыми идеями, но любое отклонение от него или сильный стресс способны вызвать психоз с алогичным бредом преследования, чаще всего отравления.
Как избавиться от мании преследования? Методы диагностики и лечения.
При выявлении симптомов мании преследовании, врач прежде всего должен определить стадию и степень тяжести расстройства, а также выявить его связь с другими заболевания. Для этого применяют такие методы диагностики:
• КТ головного мозга (ГМ) и черепа позволяет выявить сосудистую патологию, опухоли, травмы и инсульты, ставшие первопричиной развития бреда преследования.
• МРТ – сканирование головного мозга, костей черепа и близлежащих тканей для выявления различных патологий. Безопасный и самый информативный метод диагностики сосудистой и органической патологии.
• Электроэнцефалография (ЭЭГ) – безопасный метод обследования для оценки функционального состояния ГМ. Позволяет также выявить очаги возбуждения при эпилепсии.
Следует отметить, что часто больные попадают к врачу, когда болезнь уже запущена, протекает тяжело, часто с опасностью для самого человека и окружающих. В этом случае требуется срочная госпитализация для купирования наиболее тяжелых симптомов. В первую очередь это касается бессонницы и снятия нервного напряжения. С этой целью назначают седативные препараты, транквилизаторы и снотворные. Последующая терапия зависит от правильного диагноза, первопричины мании преследования, которую помогают выявить тщательный сбор анамнеза во время беседы с больным и его родными, а также вышеперечисленные методы обследования.
Бред преследования лечится в основном медикаментозно и часто склонен к рецидивирующему течению. Разубеждение страдающего им человека нецелесообразно, так как разубеждающий человек может быть отнесен им к лагерю врагов. Тем более, что мания преследования – это психическое расстройство, которое разговорами и спасительными беседами не вылечить. Здесь требуется обязательная помощь специалиста-психотерапевта, владеющего как медикаментозными, так и психотерапевтическими методами коррекции состояния пациента. Основные направления психотерапии, эффективные при лечении бреда – это индивидуальная когнитивно-поведенческая терапия. Групповые занятия в силу тотального недоверия к людям просто невозможны – больной еще больше замкнется в себе и никогда не раскроется перед группой. Да и врач должен быть максимально корректен и осторожен, ни в коем случае не подвергая критике содержание бреда. Он лишь прорабатывает тревогу, раздражительность, ненавязчиво корректирует поведение и занимается социальной адаптацией пациента.
Лечение и его сроки сугубо индивидуальны. Иногда оно может растягиваться на годы, а иногда, например, если расстройство вызвано сильным стрессом, симптомы купируются в течение нескольких дней.
Медикаментозная терапия включает в себя такие препараты:
• Нейролептики.
• Антидепрессанты.
• Типичные и атипичные антипсихотики.
• Общеукрепляющие препараты.
• Витамины.
• Препараты для коррекции метаболических нарушений, особенно в случаях бреда, вызванного различными интоксикациями.
Пациенты обычно соглашаются на прием лекарств и даже встраивают их в систему своего бреда.
В особо тяжелых случаях может применяться электрошоковая терапия, но это скорее исключение, чем правило.
Как и для любого заболевания, своевременное обращение за помощью к специалистам при первых признаках мании преследования, является условием для успешного и эффективного лечения. Чем вы рискуете, если просто придете сами или приведете близкого человека на консультацию к психотерапевту в частную клинику? На учет вас там не поставят, в соответствующие органы не сообщат, а вот рассеять или подтвердить подозрения помогут. Кроме того, врач может дать рекомендации родственникам, как вести себя с больным, а при необходимости назначить ему соответствующее лечение.
Наши специалисты
Сипович Владислав Алексеевич
Врач-психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт
Главный врач в Медицинском многопрофильном центре “Гармония Здоровья”
Образование: Медицинский государственный университет им. акад. И.П. Павлова
Опыт оказания наркологической и психотерапевтической помощи - 18 лет, а именно: выезды на дом, амбулаторная и стационарная работа
Павлова Наталья Валерьевна
Психолог, сексолог, семейный психолог, ведущий психотерапевтических групп.
Работает с:
- комплексами,
- неуверенностью в себе,
- одиночеством,
- проблемами в школе и на работе,
- паническими атаками,
- агорафобией и другими видами фобий
- также потерями людей, любви, работы, здоровья и уверенности в завтрашнем дне,
- депрессиями и различными тяжёлыми и сложными состояниями.
Рекель Дарья Андреевна
Клинический психолог, психотерапевт
Работает с:
- конфликтные отношения в паре
- семейные кризисы, ситуации развода
- особенности воспитания детей
- кризисы и психотравмирующие ситуации (горе, утрата, развод, переезд, потеря работы).
- алкогольная, наркотическая, игромания и другие виды зависимостей
- личные психологические трудности (неуверенность, проблемы с самооценкой, повышенная тревожность и беспокойство)
- психоэмоционнальные расстройства , фобии, панические атаки
Николаева Анна Германовна
Психотерапевт, сексолог
Опыт работы:
Психотерапия для меня – это прежде всего инструмент, который помогает стать осознанным, личностно зрелым, самостоятельным, помогает научится справляться с трудностями, найти и понять самого себя, чувствовать себя полноценным и счастливым.
Работаю я со взрослыми и подростками от 16 лет. Индивидуальная и семейная психотерапия, динамическая психотерапия. Помогаю решить вопросы сексуального характера. Тревога и психосоматические заболевания.
Пономарева Юлия Владиславовна
Детский психиатр, семейный психотерапевт
Работает с:
- с нарушением поведения у детей и подростков
- с трудностями в адаптации к школе и проблемами с успеваемостью ребёнка
- конфликтными отношения между родителями и детьми
- с апатией, тревогой, сниженным настроением у взрослых и подростков