Кибербуллинг, как цифровой вид травли, его особенности, отличия от обычной травли и последствия для жертвы. Какие признаки говорят о том, что человек стал объектом кибербуллинга? В чем психологическая подоплека этого явления? Какие приемы используют тролли для третирования? Как защититься от него лично и как с ним борются информационно-коммуникационные каналы? Ответы на эти важные вопросы мы решили узнать у Главного врача медицинского центра «Гармония здоровья», практикующего психиатра, психиатра-нарколога и психотерапевта Владислава Сиповича.
Что такое кибербуллинг, его особенности, распространенность и степень опасности?
Кибербуллинг – это наиболее распространенный термин для обозначения особого вида травли человека, осуществляемой с помощью всемирной паутины интернета. Имеет ряд синонимов – кибермоббинг, интернет-моббинг, интернет-травля, кибер-травля, троллинг, флейм. Все они обозначают одно и то же явление – намеренные унижения, угрозы, оскорбления, диффамации (распространение порочащих человека правдивых или клеветнических сведений), нанесение урона деловой и профессиональной репутации, осуществляемые с использованием современных коммуникативных средств и каналов. Обычно имеет не разовый, а длительный характер. Такое пролонгированное действие стрессовых факторов может довести жертву до дистресса – состояния страдания с утратой способности сопротивляться стрессам, что проявляется в дезадаптивном поведении.
Кибермоббинг осуществляется с помощью таких средств коммуникации, как:
• Интернет – через электронную почту, социальные сети, форумы, видеопорталы (YouTube и др.).
• Мобильные телефоны с помощью SMS и звонков.
Особ, занимающихся кибербуллингом, называют тролли, булли или мобберы. Обычно они действуют анонимно, поэтому жертва может только предполагать, кто на самом деле ее травит. Это заставляет ее быть чрезмерно подозрительной и осложняет контакты не только с малознакомыми людьми, но и с ближним окружением.
Распространение неправдивой информации, слухов и сплетен, насмешки, угрозы, оскорбления с применением нецензурной лексики, бойкотирование и игнорирование – наиболее стандартные способы психологического давления на жертву при травле. Но, если при традиционном буллинге третируемый человек испытывает все это в определенном месте (место учебы, работы и т.п.), в определенное время и от конкретного лица или группы лиц, то кибербуллинг благодаря возможностям интернета имеет такие особенности:
• Круглосуточный характер – тролли вмешивается в личную жизнь без всяких временных и пространственных ограничений. Киберхулиганы через мобильный, электронную почту и социальные сети «достают» свою жертву в любое время и в любом месте. Длительный кибермоббинг возможен благодаря постоянству номера телефона и учетных записей. Сменить их – значит временно ограничить и снизить возможность контактов, пока все желательные контактеры не будут уведомлены о новых данных. При этом совершенно не исключено, что моббер входит в круг вашего общения или связан с одним из ваших знакомых. Обычно он без труда «вычисляет» ваши новые номера и записи. Номер мобильного кибер-хулигана можно занести в черный список телефона, а в интернете помечать его сообщения, как спам.
• Массовость аудитории, которая не знает ограничений.
• Оперативность троллинга за счет исключительной быстроты распространения информации в интернете.
• Трудность контроля за распространением сообщений, фото и видео после их попадания в онлайн. Например, видео легко копируются с одного портала на другой, расширяя информационное поле, что не позволяет своевременно нейтрализовать ложную, провокационную или порочащую информацию.
• Анонимность тролля, что обеспечивает ему относительную безопасность и расширяет временные рамки киберпреступления. Незнание жертвой своего мучителя делает ее статус особенно уязвимым. Жертва постоянно мучается в догадках, пытается вычислить своего недруга, пребывает в состоянии постоянной тревожности и буквально лишается покоя и сна.
Что касается распространенности и «популярности» кибербуллинга, то опросы показали, что 38% из опрошенных хотя бы раз занимались кибер-травлей, причем 40% из них считали это просто шуткой. Кибер-хулиганством мальчики и девочки занимаются в равной степени, приоритета по половому признаку не существует. Возрастные рамки жертв в основном очерчены возрастом 11-16 лет, приходящимся на пубертатный период, когда жертва особенно чувствительна к оскорблениям и унижениям по поводу ее внешнего вида («аватара») и различных неудач в учебе, общении, отношениях с противоположным полом и других проявлений социальной жизни.
При этом родители, близкие и учителя зачастую не способны адекватно оценить степень угрозы и оказать помощь подростку, подвергшемуся кибер-атакам, т.к. мало информированы о кибер-троллинге, а часто даже не знают, что это такое и каковы его признаки. Подростки, подвергающиеся систематической интернет-травле и не получившие психологическую помощь от окружающих, зачастую впадают в депрессию и в отчаянии могут даже покончить с собой. Поэтому так важно знать основные признаки, по которым можно определить, что подросток стал жертвой кибербуллинга. Если предупрежден, значит вооружен. Просвещение родителей и учителей в вопросах интернет-травли и является основной целью этого интервью.
Кроме того, многие публичные особы – актеры, певцы, писатели, политики и другие становятся жертвами интернет-травли, порочащей репутацию и достоинство. Все это может значительно ухудшить качество их жизни и повлиять на профессиональную деятельность, а у лиц с особо чувствительной психикой даже привести к нервному срыву.
Расскажите о причинах и классификации кибербуллинга.
Причины того, что человек становится кибер-террористом, могут быть самыми различными. Наиболее частыми бывают такие:
• Страх самому стать жертвой кибербуллинга. Фактически, кибер-хулиган действует в этом случае на упреждение, присоединяясь к более агрессивной и сильной части коллектива.
• Достижение признания, желание выделиться и удовлетворить свои амбиции.
• Конфликты, базирующиеся на национальных, языковых и культурных различиях, особенностях внешности и поведения.
• Сплин. Как говорят «от скуки на все руки» – если нечего делать, то почему бы над кем-то не поиздеваться, посмеяться, ядовито прокомментировать фото или видео и т.п.
• Потребность в доминировании. Один из самых сильных стимулов кибербулинга, который позволяет троллю вдоволь насладиться своей властью над человеком, упиваться его страхом, стыдом и возможностью казнить или миловать.
• Комплекс собственной неполноценности, который частично нивелируется при переносе своей ущербности на другого человека. Высмеивая другого, замечая малейшую соринку в его глазу, троль не видит бревна в собственном.
• Личные негативные обстоятельства (неразделенная любовь, провалы в учебе, ошибки в отношениях, жизненные неудачи) способны вызвать зависть и ненависть к более успешным людям. При этом рассуждения кибер-хулигана носят такой характер: «Почему ему везет и у него все получается, ведь он не лучше меня», «Я тоже достоин лучшего, но все против меня, так пусть и он помучается», «Если мне плохо, пусть и другим будет нехорошо», «У меня жизнь испорчена, так попорчу ее и другим».
Что касается видов кибербуллинга, то по классификации Нэнси Виллард выделяют такие его формы:
• Оскорбление в виде уничижающих комментариев, вульгарных замечаний и обращений с нецензурной лексикой.
• Преследование в виде систематического домогательства разного характера, в том числе и сексуального, множественных кибер-атак от пользователей соцсетей, которыми могут быть как незнакомые люди, так и лица из ближайшего окружения.
• Распространение сплетен, слухов, фото и видео, порочащих жертву и выставляющих ее в невыгодном свете. Информационное поле для травли используется самое разнообразное – форумы, новостные порталы, электронная почта и др.
• Использование чужого имени с целью выдать себя за другого человека и тем самым отвести подозрения от себя и одновременно разрушить отношения между жертвой и ее мнимым интернет-преследователем. Используется также пароль жертвы для ложных уведомлений, сообщений, приглашений, вульгарных предложений, якобы исходящих от нее.
• Интернет-изоляция. Исключение из различных групп, игровых сообществ, отказ от делового и неформального общения.
• Публичное обнародование информации личного характера (интимные фото и видео, данные о финансовом положении, роде занятий и т.п.), а также дезинформация с целью дискредитировать или подставить человека, к которому у тролля негативное отношение.
• Прямые и косвенные угрозы физического насилия, убийства и нанесения телесных повреждений.
Как видите, форм кибербуллинга очень много – все зависит от намерений, фантазии и продвинутости кибер-хулигана.
По каким признакам можно определить жертву кибербуллинга?
Окружающих, прежде всего родителе и учителей, должны насторожить такие симптомы, свидетельствующие, что ребенок стал жертвой кибер-травли:
• Физические признаки, указывающие на ухудшение здоровья – головные и кишечные боли спастического характера, нарушение сна и засыпания, эмоциональная подавленность и др.
• Измененное поведение в виде замкнутости ранее общительного ребенка, снижение успеваемости, погружение в виртуальную реальность, онлайн-игры, отрешенность от реальных проблем в семье и школе.
• Исчезновение личных любимых вещей ребенка и денег из семейного бюджета, что довольно легко обнаруживается.
Если вы обнаружили все эти симптомы у ребенка, а он не признается, что стал жертвой кибер-террора, необходимо еще более серьезно отнестись к проблеме и выяснить причины всех этих явлений. Рано или поздно ребенок откроется вам, но от вас потребуется терпение, деликатная настойчивость и внимание к малейшим изменениям в состоянии ребенка. Постарайтесь ненавязчиво вызвать его на разговор, причем не один раз. Ребенок должен почувствовать, что его проблемы для вас не менее значимы, чем для него, и что вам можно довериться.
Как можно защитить себя от кибермоббинга и что делают общество и государство для борьбы с ним?
Продолжительное воздействие кибермоббинга прежде всего сильно снижает самооценку жертвы и влияет на чувство собственного достоинства, способствует самоизоляции от любых контактов, ослабляет способность жертвы к социальной адаптации (подробнее о социофобии) , постоянное нервное напряжение и страх могут вызвать депрессивное расстройство и даже привести к фатальным последствиям. Профилактики кибербуллинга не существует. Можно, конечно, усилить общие воспитательные моменты в школе, опираясь на развитие нравственности и морали в детском коллективе, но подростки и так прекрасно знают, что такое хорошо, а что такое плохо. Тем не менее подростковая жесткость и садизм на современном этапе развития информационных технологий находят свое выражение в кибербуллинге, как одном из самых распространенных способов третирования личности. Причем это касается не только лиц юношеского и молодого возраста, но и более зрелого поколения, в том числе и блогеров. От кибер-атак практически не застрахован никто. Любой пользователь Twitter, Facebook, YouTube или иной социальной сети может стать объектом интернет-травли.
Возможны ли предупредительные меры в борьбе с кибермоббингом? Да, причем они довольно просты и состоят в следующем:
• Блокировании учетных записей кибер-агрессоров.
• Обеспечение безопасности собственных учетных записей с помощью соответствующего программного обеспечения.
• Защита собственных паролей, в том числе и на мобильных телефонах.
• Сообщение о факте кибермоббинга провайдерам Facebook, Twitter или других, на платформах которых происходит кибербуллинг. При этом желательно собрать доказательства в виде текстовых сообщений и скриншотов постов.
Крайней и самой эффективной мерой защиты от кибермоббинга мог бы быть полный отказ от социальных сетей, но это, естественно, не выход, так как значительно снижает коммуникативные возможности человека в современном информационно насыщенном социальном пространстве.
Проблема кибербуллинга приобрела особую актуальность после резонансных случаев суицида жертв интернет-травли (подростков и молодых людей) в ряде стран мира. К тому же лечение тяжелых последствий кибер-атак, особенно затяжного характера, довольно сложно, длится минимум 3 месяца и не всегда заканчивается полной адаптацией к новом социальным условиям. Именно поэтому борьба с кибербуллингом во многих странах стала государственной инициативой, а также целью различных общественных движений и организаций. Например, в ЕС в 2009 году была запущена инициатива «Safer Internet Programme», в которой задействованы 26 стран Евросоюза.
Со стороны государства и общества также очень важна просветительская работа по развитию медийной компетенции родителей и педагогов, улучшения их знаний и понимания процессов в современной информационно-коммуникационной сфере.
Кроме того, провайдеры наиболее популярных социальных сетей Фейсбук, Инстаграм, Твиттер и Юнисеф сами удаляют контент, который не соответствует принципам и стандартам сообщества, в том числе и свидетельствующий об интернет-травле и домогательстве.
Юнисеф в случае необходимости предлагает позвонить на детскую телефонную линию по номеру 8 801 100 1611 и обговорить ситуацию со специалистом. Услуга действует круглосуточно, анонимно и бесплатно.
Фейсбук/Инстаграм ввели опцию анонимного сообщения о проблемных постах, комментариях или сторис. Информацию о том, как это сделать, можно получить на страницах Instagram’s Help Center и Facebook’s Help Center.
Кроме того, в Фейсбуке есть инструкция по действиям в случае кибербуллинга, а в Инстаграм – руководство для родителей и опекунов детей, подвергшихся интернет-травле. Твиттер также предоставляет возможность через центр поддержки или службу in-Tweet сообщать об аккаунтах, которые нарушают правила сообщества.
С целью безопасности и желая сохранить возможность для своих пользователей комфортного общения Инстаграм и Фейсбук решили возглавить борьбу с кибербуллингом. Для этого они выбрали два пути:
• Использование новейших технологий типа искусственного интеллекта для того, чтобы не только препятствовать троллингу конкретного пользователя, но и тому, чтобы последний не был свидетелем кибер-атак на других.
• Поощрение позитивного поведения в коммуникации предоставлением адаптированных опций, например, Restrict, для защиты своего аккаунта и контроля за агрессором.
Как видите, способов защиты много, но не все могут ими воспользоваться из-за недостаточного уровня информационно-коммуникативной грамотности. Поэтому в РФ созданы и действуют социальные службы по консультированию в случае как традиционной, так и кибер-травли. В Санкт-Петербурге открыта горячая линия от правительства города, на которую можно позвонить круглосуточно по номеру (812) 387-4211.
Российская социальная сеть ВКонтакте организовала группу «Анти-КиберМоббинг» (Anticybermobbing) для консультаций в режиме онлайн.
Если все же ваш ребенок стал жертвой кибербуллинга и вы видите у него все признаки его разрушительного влияния на психическое и физическое здоровье, то без промедления обращайтесь к психологу или психотерапевту, самим справиться с таким состоянием практически невозможно. Потребуется длительное лечение, реабилитация и адаптация к новым социальным реалиям.
Наши специалисты
Сипович Владислав Алексеевич
Врач-психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт
Главный врач в Медицинском многопрофильном центре “Гармония Здоровья”
Образование: Медицинский государственный университет им. акад. И.П. Павлова
Опыт оказания наркологической и психотерапевтической помощи - 18 лет, а именно: выезды на дом, амбулаторная и стационарная работа
Павлова Наталья Валерьевна
Психолог, сексолог, семейный психолог, ведущий психотерапевтических групп.
Работает с:
- комплексами,
- неуверенностью в себе,
- одиночеством,
- проблемами в школе и на работе,
- паническими атаками,
- агорафобией и другими видами фобий (клаустрофобией)
- также потерями людей, любви, работы, здоровья и уверенности в завтрашнем дне,
- депрессиями и различными тяжёлыми и сложными состояниями.
Рекель Дарья Андреевна
Клинический психолог, психотерапевт
Работает с:
- конфликтные отношения в паре
- семейные кризисы, ситуации развода
- особенности воспитания детей
- кризисы и психотравмирующие ситуации (горе, утрата, развод, переезд, потеря работы).
- алкогольная, наркотическая, игромания и другие виды зависимостей
- личные психологические трудности (неуверенность, проблемы с самооценкой, повышенная тревожность и беспокойство)
- психоэмоционнальные расстройства , фобии, панические атаки
Николаева Анна Германовна
Психотерапевт, сексолог
Опыт работы:
Психотерапия для меня – это прежде всего инструмент, который помогает стать осознанным, личностно зрелым, самостоятельным, помогает научится справляться с трудностями, найти и понять самого себя, чувствовать себя полноценным и счастливым.
Работаю я со взрослыми и подростками от 16 лет. Индивидуальная и семейная психотерапия, динамическая психотерапия. Помогаю решить вопросы сексуального характера. Тревога и психосоматические заболевания.
Пономарева Юлия Владиславовна
Детский психиатр, семейный психотерапевт
Работает с:
- с нарушением поведения у детей и подростков
- с трудностями в адаптации к школе и проблемами с успеваемостью ребёнка
- конфликтными отношения между родителями и детьми
- с апатией, тревогой, сниженным настроением у взрослых и подростков