Что такое групповая психотерапия, ее виды и особенности. Плюсы и минусы групповой терапии в сравнении с индивидуальной формой занятий. Принципы формирования и функционирования психотерапевтической группы. Этапы динамики группового взаимодействия. Роль психотерапевта в этом процессе. Эти и другие вопросы, раскрывающие суть групповой терапии, мы задали Главному врачу медицинского центра «Гармония здоровья», ведущему психиатру, психиатру-наркологу и психотерапевту (в чем разница?) Владиславу Сиповичу.
Какова роль групповой терапии в психотерапевтической практике и в чем особенности?
Прежде всего, необходимо дать определение и расшифровать понятие групповой психотерапии, которая представляет собой самостоятельный метод и форму психотерапевтического воздействия с использованием динамики межличностных отношений между участниками психотерапевтической группы, в том числе и психотерапевтом. Таким образом осуществляется лечебное и психологическое воздействие на большое количество людей. Этот метод широко использовали такие столпы медицинской науки, как Бехтерев, Роджерс, Морена, Адлер и др. Особенностью групповой терапии является то, что все проблемы и наклонности пациента буквально «вскрываются» и выставляются на обозрение перед всеми членами группы, что позволяет взглянуть пациенту на себя как бы со стороны и облегчает проработку психотерапевтом проблемы, с которой человек обратился за помощью. Тем более, что ряд вопросов, особенно касающихся общественной коммуникации и социальной адаптации, намного легче разрешить при общении с различными людьми в составе группы.
Групповая психотерапия ставит перед собой такие цели:
• Выявление и решение психологических проблем у каждого пациента.
• Изменение стереотипов поведения в сторону улучшения и расширения коммуникативных возможностей, социальной адаптации и эффективности общения с другими людьми.
• Раскрытие и реализация личностного потенциала участников группы, увеличение работоспособности и содействие карьерному росту.
• Устранение негативной симптоматики, формирование позитивной жизненной позиции и улучшение общего психологического фона.
Достигаются эти цели решением трех основных задач в таких сферах:
• Интеллектуальной – осознание связи особенностей личности (генетических, биохимических, психических) с проблемной ситуацией, а также осознание необходимости формирования нового плана текущих межличностных отношений со значимыми для пациента людьми.
• Эмоциональной – повышение самооценки, позитивного отношения к себе, развитие способности эмоционально раскрываться, принятие собственных эмоций, новое осознание прошлого эмоционального опыта.
• Поведенческой – формирование и развитие навыков более свободного и «раскрепощенного» межличностного общения.
Особенности групповой психотерапии заключаются в том, что она позволяет разрешить те проблемы, для которых индивидуальный формат недостаточно эффективен. Это касается прежде всего затруднений в межличностном общении на различных социальных уровнях – в семье, на работе, учебе, творчестве и т.д. При взаимодействии в группе достигаются такие важные моменты, как:
• Увеличение интенсивности межличностных отношений и соответственно динамики положительных изменений.
• Практическая отработка новых навыков взаимодействия с окружающими людьми, каждый из которых имеет разную самооценку, степень уверенности в себе, претензии на лидерство или, наоборот, склонность к подчинению. Общение с конкретными и абсолютно разными личностями позволяет изменить присущие человеку стереотипы поведения и расширить возможности его социальной адаптации.
• Выявление и признание пациентом ошибочности его мышления. В группе легче выявить такие качества личности пациента, о которых он и не подозревал. Взгляд со стороны позволяет наглядно убедиться в ошибочности собственных представлений о себе, истинных причинах непонимания со стороны окружающих и избавиться от надуманных проблем, сфокусировав внимание на истинных причинах затрудненной коммуникации.
• Проверка реальностью. В группе легко смоделировать проблемную ситуацию, которую в реальной жизни иногда можно ждать неделями или даже месяцами. Поведение человека в травматических для его психики обстоятельствах позволяет выявить его реальный образ, а не придуманный или нафантазированный им самим.
Конечно, этот путь исцеления и избавления от проблем довольно труден и не всегда сопровождается позитивными эмоциями. Но чем труднее достигается результат, чем больше нервной энергии вкладывает в него человек, тем ценнее, стабильнее и продуктивнее новый приобретенный опыт.
Чем групповая психотерапия отличается от индивидуальной?
Различия имеют принципиальный характер и сводятся к следующим аспектам:
• В индивидуальном формате основным методом воздействия является диалог психотерапевта и пациента, в групповой терапии основным инструментом является психотерапевтическая группа. Выбор лечебного направления зависит от особенностей психики человека, глубины и продолжительности психического расстройства. Это может быть психоанализ, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия и др.
• При индивидуальных сеансах пациент уверен в сохранении тайны его «исповеди», что помогает ему больше раскрыться, т.к. не каждый решится выносить свои проблемы на всеобщее обозрение. Кроме того, время и внимание специалиста принадлежит только одному конкретному человеку, а не «распыляется» по его мнению между участниками группы. Для эгоцентричных личностей это довольно значимый аргумент. Такие пациенты требуют только индивидуального подхода, другие же хотят узнать мнение о своей проблеме других людей, особенно со схожими жизненными ситуациями, третьи успешно поддаются лечению с использованием обеих методик.
• Преимуществом групповой психотерапии является то, что с ее помощью намного легче решаются вопросы коммуникации в обществе. Во время занятий в группе расширяется круг общения, причем с самыми разными людьми, отрабатываются и проверяются новые навыки коммуникативного поведения, происходят изменения мышления в сторону повышения самооценки, уверенности в себе и свободы выражения эмоций.
Не следует пренебрегать и меркантильными интересами, т.к. занятия в группе стоят значительно дешевле индивидуальных сеансов, а по эффективности практически им не уступают. Выбор формата психотерапии остается за пациентом, но при этом в его же интересах прислушиваться к рекомендациям своего психотерапевта.
Что такое психотерапевтическая группа и какие существуют ее разновидности?
Психотерапевтическая группа – это искусственно созданное объединение нескольких лиц, целью которого является психотерапевтическая поддержка и удовлетворение индивидуальных потребностей каждого участника. К основным признакам терапевтической группы относятся такие:
• Осознание членов группы своей принадлежности к ней.
• Установление межличностных отношений в группе.
• Групповое давление, заставляющее каждого члена группы действовать соответственно ее негласным нормам и иерархии статусов.
• Изменения взглядов, мышления и поведения в результате динамических процессов, происходящих в группе.
Далее я вкратце расскажу о разновидностях психотерапевтических групп на основании различных критериев (состава, целей, продолжительности функционирования, возраста и др.).
По количественному составу психотерапевтическая группа бывает:
• Малая с численностью до 5-6 человек. В такой малочисленной группе терапия максимально приближается к индивидуальной, пациент получает больше внимания, что усиливает терапевтический эффект занятий. Но зато снижается эффект разнообразия взаимодействий, что затрудняет решение коммуникативных проблем.
• Большая с количеством участников до 30 человек. В таком большом объединении неминуемо происходит формирование небольших группок со своими интересами, иерархией и своеобразными формами общения. Это существенно затрудняет работу модератора и приводит к снижению терапевтического эффекта, даже в случае работы двух специалистов – самого психотерапевта и его ассистента (ко-терапевта).
• Оптимальная, которая состоит из 8-12 участников. Такой количественный состав обеспечивает качественную обратную связь между участниками и возникновение между ними эмоционально-психологической близости.
По качественному составу психотерапевтические группы дифференцируют на такие:
• Однородные (гомогенные) без существенных различий между членами группы. Это обеспечивает быстрое формирование сплоченной группы поддержки, достижение эффекта принятия и понимания, а также скорейшее получение позитивного терапевтического результата. Минусами однородных групп является то, что они не позволяют освоить все многообразие контактов с личностями иного склада, общение в группе бывает недостаточно глубоким. Обычно однородные объединения с похожими запросами создаются для быстрого разрешения конкретных проблемных ситуаций.
• Неоднородные (гетерогенные), в которых участники группы имеют разную проблематику, взгляды и интересы. Неоднородный состав позволяет осознать, что конкретную ситуацию можно оценивать с разных точек зрения. Обратная связь с непохожими людьми позволяет пациенту более адекватно оценивать собственную роль и предназначение в обществе, корректировать свое восприятие мира, мышление и поведение. Работа психотерапевта в гетерогенной группе требует от него больших усилий и временных затрат, в самой группе увеличен уровень конфликтности, но зато именно такой формат наиболее эффективен для коррекции расстройств поведения.
Критерием неоднородности или однородности служат такие признаки, как:
• Демографические особенности (половая принадлежность, возраст, уровень образования).
• Личностные характеристики (интересы и взгляды).
• Клинический диагноз и общность симптоматики.
Кроме того, по характеру функционирования и сменности состава группы дифференцируют на такие:
• Закрытого типа с постоянным составом и оговоренным заранее количеством сессий. Пополнение группы новыми членами не предусмотрено, а выбывание участников возможно лишь по их желанию.
• Открытые психотерапевтические группы также количественно не изменяются, но состав может обновляться. На место одних членов группы приходят другие, иногда даже меняется модератор, а сроки работы такой группы не ограничены.
И еще один нюанс. Возможно, вы сталкивались в различных информационных источниках и на страницах отдельных сайтов с таким понятием, как психокоррекционная группа. Естественно, что у читателей возникает вопрос, это тоже самое, что и психотерапевтическая группа, или нечто особенное, преследующее иные цели. Хочу сказать, что психокоррекция является частью психотерапии и имеет прикладное значение только в РФ и странах постсоветского пространства. Считается, что нею могут заниматься только специалисты, имеющие медобразование и специализацию по психотерапии. На Западе психокоррекцией занимаются психологи и только в исправительных заведениях.
Современные отечественные тенденции осуществления активной практики психологами и психотерапевтами без медицинского образования привели к более четкому разграничению психотерапии и психокоррекции. Начнем с названия, если психотерапия означает лечение души, то коррекция – исправление. Психотерапия предполагает структурную трансформацию личности на основе глубокого анализа психических проблем и проникновение в бессознательную сферу психической деятельности человека. Терапевтический эффект достигается воздействием на психику и через психику пациента. Психокоррекция не направлена на изменение личности, а лишь помогает устранить непродуктивные формы поведения и взаимодействия в обществе, мешающие успешному саморазвитию личности и ее социальной адаптации. Практически психокоррекция адаптирует психику человека к быстро меняющимся условиям современной реальности, делает ее более гибкой и стрессоустойчивой. Соответственно и психокоррекционные группы имеют свои особенности и различные направления.
Среди них выделяют такие группы:
• решения конкретных проблем;
• организационного развития для менеджмента компаний;
• обучения навыкам и умениям межличностных отношений и подготовки руководителей;
• саморазвития и самосовершенствования;
• терапевтические группы.
Кроме того, психокоррекционные группы дифференцируют на:
• Авторитарного типа, т.е. сконцентрированные на руководителе (группы тренинга умений, так называемые Т-группы).
• Сосредоточенные преимущественно на членах группы с формированием дружественного психологического климата и психологической поддержки (группы встреч).
Психокоррекционные группы с полным правом могут вести психологи, имеющие базовое и высшее психологическое образование, а также участвующие в программах переподготовки.
Существуют ли противопоказания для групповой психотерапии?
Групповая психотерапия имеет свои показания и противопоказания, которые выявляются психотерапевтом на этапе первичного собеседования. Что касается показаний, то они охватывают широкий спектр психических расстройств – от неврозов и психосоматических расстройств до шизофрении. Некоторым людям групповая терапия категорически не рекомендуется. Это может быть связано как с индивидуальными психическими особенностями, так и с жизненными обстоятельствами. Включение в группу таких пациентов грозит в дальнейшем негативной динамикой, отсутствием прогресса и ухудшением эмоционального фона у всех участников групповых сессий.
От показаний зависит выбор типа психотерапевтической группы и метода психотерапии. Например, для решения обычных житейских проблем подойдет разговорная терапия, для лечения фобий – КПТ, для коррекции поведения и характера – гештальт-терапия, для терапии зависимостей – эриксоновский гипноз.
Противопоказаниями для проведения групповой терапии являются такие состояния:
• Низкий уровень интеллекта и снижение когнитивных функций.
• Психозы, особенно сопровождающиеся бредом преследования и отношений, склонностью к физическому насилию и галлюцинациям.
• Неизлечимые болезни и инфекции.
• Психические расстройства в фазе декомпенсации.
Относительными противопоказаниями является наличие у пациентов физических недостатков.
Кроме того, не рекомендуется включать в состав одной группы лиц, связанных служебными, семейными и другими видами отношений в обыденной жизни.
Поводом для исключения из группы могут стать такие обстоятельства:
• Нарушение пациентом правил и несоблюдение расписания сессий. Кстати, оптимальный режим работы – 3-4 занятия в неделю длительностью 60-90 минут.
• Психическая несовместимость с другими участниками группы и повышенная конфликтность.
• Исчезновение у пациента мотивации к продолжению лечения.
Какие этапы в своем развитии проходят психотерапевтические группы?
В своем развитии психотерапевтическая группа проходит такие фазы:
• Формирование группы на фоне повышенного нервного напряжения у ее членов, которые находятся в состоянии нерешенных проблем, недостаточной информированности об особенностях групповой терапии, завышенных ожиданий и переноса ответственности за результаты терапии на психотерапевта.
• Протестная фаза с проявлениями агрессивности и повышенной конфликтности в борьбе за лидерство, иерархию в группе. Конфронтация с руководителем продолжается, но переходит на более продуктивный уровень. Этот этап завершается открытым выражением личных чувств по отношению к психотерапевту.
• Появление и развитие сплоченности в коллективе, начало сотрудничества и осознание своей принадлежности к группе. Как результат – человек признается группой, что благотворно влияет на его самооценку и принятие самого себя, как личности.
• Рабочие взаимоотношения, когда психотерапевт на фоне благоприятного психологического фона трансформирует негативные установки и межличностные отношения в позитивные навыки и умение общения, а также обучает использовать полученный новый опыт в повседневной жизни при решении практических заданий.
• Фаза распада группы после решения поставленных психотерапевтических задач и достижения намеченных результатов.
В заключение хочу сказать, что групповая психотерапия иногда может быть значительно эффективнее индивидуальной, особенно если проблемы пациентов касаются ошибок коммуникации и неэффективных навыков межличностных отношений. Группа – это искусственно созданное общество в миниатюре, имитация условий реальной жизни со своими отношениями, эмоциями, конфликтными ситуациями и приоритетами. Опыт, приобретенный в психотерапевтической группе, становится фактором успешности в достижении пациентом намеченных реальных целей, соответствующих его истинным потребностям. Экспериментируя в группе с различными социальными ролями и стилями поведения, человек обучается новым более продуктивным умениям межличностных взаимодействий, а гибкость групповой психотерапии позволяет использовать ее у широкого контингента пациентов с психологическими проблемами.
Наши специалисты
Сипович Владислав Алексеевич
Врач-психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт
Главный врач в Медицинском многопрофильном центре “Гармония Здоровья”
Образование: Медицинский государственный университет им. акад. И.П. Павлова
Опыт оказания наркологической и психотерапевтической помощи - 18 лет, а именно: выезды на дом, амбулаторная и стационарная работа
Павлова Наталья Валерьевна
Психолог, сексолог, семейный психолог, ведущий психотерапевтических групп.
Работает с:
- комплексами,
- неуверенностью в себе,
- одиночеством,
- проблемами в школе и на работе,
- паническими атаками,
- агорафобией и другими видами фобий,
- также потерями людей, любви, работы, здоровья и уверенности в завтрашнем дне,
- депрессиями и различными тяжёлыми и сложными состояниями.
Рекель Дарья Андреевна
Клинический психолог, психотерапевт
Работает с:
- конфликтные отношения в паре
- семейные кризисы, ситуации развода
- особенности воспитания детей
- кризисы и психотравмирующие ситуации (горе, утрата, развод, переезд, потеря работы).
- алкогольная, наркотическая, игромания и другие виды зависимостей
- личные психологические трудности (неуверенность, проблемы с самооценкой, повышенная тревожность и беспокойство)
- психоэмоционнальные расстройства , фобии, панические атаки
Николаева Анна Германовна
Психотерапевт, сексолог
Опыт работы:
Психотерапия для меня – это прежде всего инструмент, который помогает стать осознанным, личностно зрелым, самостоятельным, помогает научится справляться с трудностями, найти и понять самого себя, чувствовать себя полноценным и счастливым.
Работаю я со взрослыми и подростками от 16 лет. Индивидуальная и семейная психотерапия. Помогаю решить вопросы сексуального характера. Тревога и психосоматические заболевания.
Пономарева Юлия Владиславовна
Детский психиатр, семейный психотерапевт
Работает с:
- с нарушением поведения у детей и подростков
- с трудностями в адаптации к школе и проблемами с успеваемостью ребёнка
- конфликтными отношения между родителями и детьми
- с апатией, тревогой, сниженным настроением у взрослых и подростков