Что такое гештальт-терапия?
Гештальт в переводе с немецкого дословно означает форму, образ, структуру, фигуру, способ. В широком смысле трактуется как целостный образ, а не простое объединение частей воспринимаемых предметов или явлений. Например, мелодия – это не просто объединение отдельных звуков, а охотник за виднеющейся в зарослях головой или другой частью тела представляет всего зверя и дифференцирует его. В применении к психологии рассматривается как совокупность воспоминаний, вызывающих сходные эмоции, и является основным понятием, единицей анализа психики и сознания в гешатальтпсихологии.
В психотерапии гештальт является одним из направлений лечения психических расстройств. Гештальт-терапия рассматривает любое расстройство как незавершенный гештальт, т.е. любое неразрешенное психическое явление может стать причиной психических отклонений в дальнейшем. При этом и сам способ лечения предусматривает целостный анализ психики человека. Внимание только к отдельным симптомам без рассматривания проблемы в целом не даст результатов, а будет лишь манипулированием сознанием. Этот прием часто используется официальной статистикой. Например, когда заявляют, что на какую-то отрасль хозяйствования выделено на столько-то миллиардов больше, чем в прошлом году, но не сообщается, а сколько на самом деле требуется средств для развития этой отрасли. Так создается позитивное представление о деятельности ответственных служб, которое может полностью не соответствовать действительности.
Как одно из самых популярных и новаторских направлений, гештальт-терапия базируется на экспериментально-феноменологическом подходе без углубления в подсознание и на подведении человека к осмыслению его настоящих жизненных ценностей. В соответствии с выявленными представлениями об истинных приоритетах психотерапевт помогает пациенту сформировать его новые поведенческие установки, т.е. кардинально изменить свой жизненный путь. Гештальт-терапевт при этом является не пассивным, а активным участником процесса, общаясь с пациентом на личностном уровне, как бы пропуская его проблемы через себя и стараясь развить его самосознание. Это требует установления высокой степени доверия пациента к врачу, практически дружеских отношений и понимания того, что врач действует только из самых лучших побуждений. Такой гуманистический подход является одной из особенностей гештальт-терапии.
Как появилась и развивалась гештальт-терапия?
Основателем гештальт-терапии стал Фриц Перлз, его супруга и Пол Гудмен. Перлз как приверженец психоанализа и последователь Фрейда пересмотрел свои приоритеты и выдвинул ряд новых идей, которые фактически стали ревизией психоанализа. Новые идеи нашли много сторонников и быстро эволюционировали в перспективное и отличное от других направление психотерапии. Происходило это в 50-х годах прошлого столетия и нашло отражение в написанном Перлзом научном труде о гештальт-терапии. После переезда в 1952 г. в Нью-Йорк Перлз и семь его приверженцев учредили Нью-Йоркский Гештальт-институт, а уже в 1954 такой же институт открылся в Кливленде. К концу пятидесятых группы гештальт-терапии уже работали на всей территории США, а в шестидесятых начали распространяться и в Европе. Европейской ассоциацией гештальт-терапевтов (EAGT) утверждены стандарты, регламентирующие деятельность профильных специалистов. В Санкт-Петербурге и Москве также созданы и функционируют институты Гештальт-терапии.
По мере своего развития гештальт-психотерапия претерпела 2 кардинальных изменения:
• Уменьшилась роль групповой терапии, сторонником которой был Фриц Перлз.
• Отношение врача к пациенту стало более гуманным, толерантным и сострадательным в сравнении с часто применяемым Перлзом созданием конфликтных ситуаций при общении с пациентом.
На данном этапе в гештальт-терапии метод вхождения в конфликт рассматривается как крайне нежелательный, хотя и допустимый в редких случаях.
Какие основные концепции лежат в основе гештальт подхода к процессу лечения психических расстройств?
Гештальт-терапия, как мы уже говорили, базируется на экспериментально-феноменологическом подходе. Попробую расшифровать, что значит. Основным инструментом гештальт-терапии является постановка психологического эксперимента и фиксация феноменов ответной реакции пациента. Эксперимент может иметь самые различные формы, например, рассказ о каком-то событии в жизни пациента или о его проблемах, разговор на любую тематику, предложение рассмотреть какую-либо гипотетическую ситуацию. Довольно популярен метод «пустого стула», так называемой монодрамы, когда гештальт-терапевт предлагает пациенту представить, что на пустом месте рядом сидит он сам или важная для него особа. При этом пациент должен вслух начать разговор с самим собой или воображаемым человеком и одновременно фиксировать возникающие у него различные феномены. Феномены могут проявляться в виде различных эмоций, изменений тональности голоса, его дрожания, речевых запинок, мимических реакций, жестикуляции, изменений позы и ощущений («мурашки» по коже, жар в теле, похолодание конечностей, мышечная напряженность и др.). Небольшой нюанс – важны только те феномены, которые возникают здесь и сейчас, т.е. в ходе эксперимента, даже если он касается событий из прошлого. Чувства и мысли, которые пациент испытывал тогда, не имеют значения, т.к. воспоминания о них могут изменяться с течением времени в процессе неоднократного проигрывания в сознании.
Психотерапевт внимательно наблюдает за пациентом и также фиксирует заметные для него проявления, не всегда принимаемые во внимание самим человеком. Сравнивая и анализируя выявленные феномены, врач учит пациента выявлять их в себе, обращать на них внимание и таким образом развивать самосознание. Без приобретения этого умения, успех терапии невозможен, т.к. от него зависит определение важности реальных событий для данного человека в дальнейшем. А это связано с правильной расстановкой приоритетов и жизненным выбором.
После окончания эксперимента гештальт психолог или психотерапевт проводит с пациентом обсуждение не только возникающих феноменов, но и темы его ожиданий и насколько они соответствуют реальному положению дел. Вместе они пытаются выяснить, чего ожидают от клиента окружающие его люди и как это соотносится с его потребностями. В ходе общения гештальт-терапевт может ссылаться на личный опыт и определенные ситуации в своей жизни, проявлять себя как личность, ни в коем случае не допуская менторского тона. Уважение к мнению пациента, общение на равных, доверие к суждениям человека – эти личностные качества врача в гештальт-терапии намного важнее, чем в таких направлениях психотерапии как психоанализ и поведенческая психотерапия.
Конечной целью гештальт-терапии является:
• Осознание пациентом его истинных потребностей, а также тех частей его личности и черт характера, эмоций и мыслей, которые мешают ему стать целостной личностью и отвечают за большинство возникающих в его жизни проблем. Анализ и понимание происходящего, контроль своих ответных реакций – то, чему должен научиться человек в конечном итоге.
• Нейтрализация или принятие выявленных истинных потребностей, формирование новых отношений пациента к самому себе и обществу. Отношение к себе как цельной личности, уважающей и свои, и чужие желания, а также умеющей брать на себя ответственность за свои поступки.
• Способность к сопротивлению чужому мнению и потребностям, если они не соответствуют потребностям и мечтам самого человека. Только независимая и думающая личность способна добиться жизненного успеха, самореализоваться и при этом не нажить множество врагов. При этом человек должен научиться не скрывать своих эмоций, не подавлять свои чувства и не стараться быть сильным. Просто нужно уметь сказать «нет» в ответственный момент в мягкой, но убедительной форме.
Каковы основные принципы гештальт-терапии?
Одним из первых принципов является уже ранее упоминавшийся и неукоснительно соблюдающийся принцип «здесь и сейчас» с концентрацией внимания на текущем моменте. Кроме того, к наиболее значимым можно отнести такие принципы:
• «Я и ты» - проявляется в открытости общения с людьми. Когда пациент высказывается по поводу других людей, часто это происходит не совсем искренне, завуалированно и с избеганием прямых оценок. А это говорит о неуверенности человека в собственных суждениях и личной недооценке, а также стремлении избегать коммуникации или придерживаться поверхностных контактов. Преодолеть боязнь контактов помогают занятия в парах или тройках, когда психотерапевт мягко стимулирует общение между участниками эксперимента, провоцируя ситуации, требующие конкретных и прямых высказыванием по отношению друг к другу.
• Субъективизация отношения к происходящему, связанная с личной ответственностью пациента за все, что с ним случается. Чаще всего люди относятся к этому отстраненно, как бы наблюдая со стороны. При этом они говорят, что что-то мешает их карьерному росту, или как «они» требуют от него слишком многого. Врач обычно просит перефразировать такие утверждения. Например, «Я сам не прилагаю достаточно усилий», «Мне трудно соответствовать требованиям». Это помогает пациенту сформировать отношение к себе как к субъекту, а не какому-то удаленному объекту, с которым что-то происходит или с которым что-то делают.
• Непрерывность осознания собственных эмоций, мыслей, языка тела как основы познания позволяет разобраться в своем внутреннем мире, правильно и объективно оценить окружающую реальность и свое место в ней, осознать самость собственного Я.
Осознание позволяет перенести внимание с вопроса «почему» на «что и как делать», т.е. сдвинуться с места бесконечных разговоров, интерпретаций и проигрывания ситуации и начать действовать в целях разрешения проблемы.
Какие существуют техники проведения сеансов гештальт-терапии?
Среди всего многообразия используемых техник эксперимента можно выделить такие основные:
• Закрытие незавершенных ситуаций. Эта техника позволяет достичь выявления и завершения неразрешенных событий, оказавших решающие влияние на превалирующий эмоциональный фон, направление развития личности и выбор жизненного пути. Если в реальности это сделать трудно, завершить гештальт можно в условиях терапевтического эксперимента.
• Эксперимент с горем. С этим чувством сталкивается рано ли поздно каждый человек. Оно состоит из разных эмоций – это сожаление и злость, страх и растерянность, любовь и одиночество. Испытывая горе, человек как бы останавливается в своем развитии, все его сознание сконцентрировано на утрате, мыслях на прошлом и на том, что он больше никогда не увидит близкого человека, никогда не расскажет о своей любви к нему. Поэтому проигрывание воображаемой ситуации диалога с ушедшим помогает выразить свои чувства к нему и таким образом закрыть гештальт.
• Монодрама или эксперимент с «пустым стулом». Об этом я рассказывал выше, могу добавить только, что предъявив в воображаемом диалоге претензии к самому себе или другому человеку, можно разрешить конфликт между двумя полярностями (конфликтующими сторонами) в сознании человека. Например, между агрессивной и обороняющейся, активной и пассивной частью психики индивида. Пациент сначала садится на стул против пустого, а затем меняет место в зависимости от того, от чьего имени он говорит – своего или воображаемого собеседника.
• Фантазия. Эта техника подготовки человека к непредвиденной или неизвестной ситуации, а также «прогонки» новых способов поведения и общения в безопасных условиях эксперимента. Фантазии могут быть самыми необычными – разговор с популярной личностью, путешествия по незнакомым местам и даже по извилинам собственного мозга.
• Проекция чувств и мыслей на других людей или предметы. Например, человеку предлагают представить ситуацию, что он некий предмет в старом заброшенном магазине и ответить на вопросы, почему его тут оставили, что он при этом испытывает, на что надеется и т.п. Отвечая, человек бессознательно проецирует свои настоящие чувства и мысли по отношению к одиночеству, несправедливости, а также пытается ли он искать выход из, казалось бы, фатальных обстоятельств.
• Интерпретация сновидений, когда их элементы рассматриваются как полярные части личности, находящиеся в конфликте.
• Межличностный конфликт, постановка которого разыгрывается лицом к лицу между двумя участниками эксперимента (психотерапевт и пациент, пациент и еще один член группы). Позволяет отработать новую линию поведения и выявить реальную обратную связь между двумя личностями.
• Фокусирование внимания на теле. Разум и тело вместе формируют личность. Вспоминая фразу «в здоровом теле здоровый дух», можно с уверенностью утверждать, что при нездоровом духе больно и тело. Психические расстройства неминуемо сказываются и на телесном здоровье, формируя так называемый психосоматический симптомокомплекс. Поэтому и лечить разум и тело нужно вместе, а лучше всего не допускать накапливания негативных эмоций от незаконченных дел.
• Реверсия – выявление противоположных черт характера. Например, пациентке, которая в группе проявляет себя как сама «добродетель», предлагают сыграть роль «стервы». Это позволяет проявиться скрытым сторонам личности.
Как видите, техник существует множество. Каждый гештальт-терапевт имеет в своем арсенале те, которые он считает наиболее эффективными и безопасными. При этом выбор эксперимента осуществляется с учетом каждого конкретного случая и индивидуальных особенностей пациента.
С какими проблемами обычно обращаются к гештальт-терапевту?
Гештальт терапия в клинической практике успешно применяется в таких ситуациях:
• Если имеет место большое горе, пережить которое самостоятельно человек не может. Хотя в народе бытует мнение, что время лечит, на самом деле это не всегда так. Часто потеря настолько болезненна, что состояние пациента со временем не улучшается, а усугубляется вплоть до развития глубокой депрессии и других видов психосоматических расстройств. И длиться все это может годами с утратой интереса к жизни, контактов с окружающим миром и жизненных сил. Человек практически выпадает из жизни и для его восстановления необходима дружеская помощь чуткого, сострадательного и все понимающего гештальт-терапевта.
• Если человек боится перемен в своей жизни, особенно кардинальных. Страх перед неизвестным приводит к тревожности, раздражительности и невозможности принять верное решение. Гештальт-терапия помогает разобраться пациенту в самом себе, определиться со своими истинными потребностями и сделать правильный выбор.
• Вечная проблема родителей и детей успешно разрешается с помощью гештальт подхода. Понять и принять друг друга можно только представив себя на другом месте. Родители должны представить, что бы они делали на месте своего ребенка в конфликтной ситуации, а дети должны понять, что действия родителей обусловлены прежде всего волнением и заботой, а не диктаторскими замашками.
• Конфликты с родными, коллегами, друзьями и даже незнакомыми людьми часто оставляют глубокие психические раны. Невысказанные обиды, скрытый гнев, незавершенность ситуации – эти накапливающиеся негативные эмоции и обстоятельства способны в определенный момент привести к нервному срыву. Гештальт-терапия позволит осознать, что или кто является реальным раздражителем и подскажет, как закрыть проблему, устранив влияние раздражающего фактора.
• Тоска, скука и чувство бессмысленности своего существования при наличии всего, что можно пожелать. Кажется, что есть все – успешная карьера, любимая работа, прекрасная семья, умные и преданные друзья, но как часто становится скучно и тошно на душе. Откуда это и как вернуть утраченную радость бытия? Ответы на этот вопросы поможет отыскать опытный гештальт-терапевт, выявив первопричину такого состояния и вернув личности гармонию с самим собой и внешним миром.
Чем гештальт подход в психотерапии отличается от психоанализа?
Отличия довольно кардинальные и основаны они, прежде всего, на мотивации поступков человека. Разница заключается в таких аспектах:
• Психоанализ базируется на признании приоритета бессознательного, а психотерапия – на осознании и обучении личности использовать свои внутренние психические резервы для поддержания стабильного психологического статуса. Психотерапевт учит пациента брать ответственность за все свои действия, эмоции и мысли на себя и таким образом выбирать такую жизненную позицию, которая отвечает его интересам и потребностям.
• Психоанализ предполагает пассивное поведение пациента, который просто «выдает на-гора» свои свободные ассоциации и фантазии, рассказывает о сновидениях, а их интерпретацию доверяет психоаналитику. Гештальт подход требует активного участия пациента в процессе диалога с врачом, пациент приходит к осмыслению причин его проблем и учится самоисцелению. Фактически, гештальт дает путевку в новую жизнь, где человек становится хозяином своих чувств, эмоций и поступков, а не их слугой.
• Психоаналитик работает с прошлым, а гештальт-терапевт – с настоящим, т.е. по принципу «здесь и сейчас».
Кроме того, гештальт-терапия занимает намного меньше времени в сравнении с психоанализом, который представляет собой процесс «долгоиграющий» и поэтому дорогостоящий.
Что вы можете сказать в пользу выбора гештальт-терапии?
К достоинствам психотерапии, использующей гештальт, можно отнести такие моменты:
• Важность положительного межличностного контакта между врачом и пациентом. Фактически, выбирая гештальт подход, вы выбирает психотерапевта, который вам симпатичен и интересен как личность, которому вы доверяете и от которого вы не ожидаете морализаторства, давления и заумности. Общение с врачом должно происходить на дружеской основе, а советы не должны носить характер назидательности. Успешно осознавать, делать выводы и опробовать новую линию поведения можно только в комфортной психологической обстановке.
• Многообразие методик – это индивидуальные сеансы, групповые занятия и мастерские, огромный выбор экспериментов и техник.
• Неприятие понятия нормы. Предполагается, что каждый индивид с его эмоциями, мыслями и поведением уникален и имеет право быть самим собой.
• Ориентация человека в большей степени на себя, свои потребности и желания, а не на мнение окружающих. Независимость суждений и поведения не отрицает важность и учет чужого мнения, а лишь формирует баланс между личными потребностями и происходящим вокруг. Человек должен научиться слышать свой внутренний голос и ощущать важность своего «Я», не игнорируя при этом интересы и мнения других таких же имеющих право на существование «Я».
Философию гештальт-терапии наиболее полно отражает так называемая «Гештальт-молитва» из 56 английских слов, созданная и опубликованная Фрицем Перлзом. Звучит она так:
«Я делаю своё дело, и ты делаешь своё дело.
Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты — это ты, и я — это я,
И если нам случилось найти друг друга — это прекрасно.
А если нет — ничего не поделаешь.»
Наши специалисты
Сипович Владислав Алексеевич
Врач-психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт
Главный врач в Медицинском многопрофильном центре “Гармония Здоровья”
Образование: Медицинский государственный университет им. акад. И.П. Павлова
Опыт оказания наркологической и психотерапевтической помощи - 18 лет, а именно: выезды на дом, амбулаторная и стационарная работа
Павлова Наталья Валерьевна
Психолог, сексолог, семейный психолог, ведущий психотерапевтических групп.
Работает с:
- комплексами,
- неуверенностью в себе,
- одиночеством,
- проблемами в школе и на работе,
- паническими атаками,
- агорафобией и другими видами фобий,
- также потерями людей, любви, работы, здоровья и уверенности в завтрашнем дне,
- депрессиями и различными тяжёлыми и сложными состояниями.
Рекель Дарья Андреевна
Клинический психолог, психотерапевт
Работает с:
- конфликтные отношения в паре
- семейные кризисы, ситуации развода
- особенности воспитания детей
- кризисы и психотравмирующие ситуации (горе, утрата, развод, переезд, потеря работы).
- алкогольная, наркотическая, игровая и другие виды зависимостей
- личные психологические трудности (неуверенность, проблемы с самооценкой, повышенная тревожность и беспокойство)
- психоэмоционнальные расстройства , фобии, панические атаки
Николаева Анна Германовна
Психотерапевт, сексолог
Опыт работы:
Психотерапия для меня – это прежде всего инструмент, который помогает стать осознанным, личностно зрелым, самостоятельным, помогает научится справляться с трудностями, найти и понять самого себя, чувствовать себя полноценным и счастливым.
Работаю я со взрослыми и подростками от 16 лет. Индивидуальная и семейная психотерапия. Помогаю решить вопросы сексуального характера. Тревога и психосоматические заболевания.
Пономарева Юлия Владиславовна
Детский психиатр, семейный психотерапевт
Работает с:
- с нарушением поведения у детей и подростков
- с трудностями в адаптации к школе и проблемами с успеваемостью ребёнка
- конфликтными отношения между родителями и детьми
- с апатией, тревогой, сниженным настроением у взрослых и подростков