Что такое самооценка? Ее основные функции. Как связаны самооценка и самосознание? Уровни самооценки и их признаки. Как соотносятся представления человека о себе с мнением о нем окружающих? В чем опасность неадекватной самооценки и как с ней бороться? Все эти вопросы мы затронули в интервью с Главным врачом медицинского центра «Гармония здоровья», врачом-психиатром, психиатром-наркологом и психотерапевтом Владиславом Сиповичем.
Самооценка – что это такое и каковы ее основные функции?
Самооценка – это представления человека о собственной личности, ее важности для окружающих, результатах деятельности, своих профессиональных, творческих и интеллектуальных способностей, моральных качеств, недостатков и достоинств. Фактически самооценка – это оценивание самого себя, причем основаны все эти оценочные представления о своей личности на системе ценностей индивида. Индивид в процессе самонаблюдения сам определяет свою личностную значимость и ценность в целом и отдельных ее сторон. На этот процесс также влияют и внешние факторы, а именно:
• мнение социокультурного окружения как позитивное, так и негативное;
• реальные успешные достижения или, наоборот, провалы;
• реакция социума на действия, поведение и психологические качества индивида;
• просчеты в воспитании и т.п.
Основными функциями самооценки являются такие:
1. Регуляторная, позволяющая принимать решения и выбирать целевые задачи, в конечном итоге приводящая к стремлению изменить себя в лучшую сторону, развивать и совершенствовать свои способности. Разновидностями регулирующей функции в зависимости от этапа конкретной деятельности являются:
• Прогностическая функция, которая важна на начальном этапе решения задачи.
• Корригирующая, или контролирующая, регулирующая процесс выполнения работы.
• Ретроспективная, связанная с оценкой результатов своей деятельности на ее заключительном этапе.
• Терминальная, обеспечивающая прерывание собственной деятельности в случае появления оснований для самокритики и негативной оценки ее результатов. Примером может служить отказ от неподтвержденных гипотез и вариантов.
2. Защитная, отвечающая за стабильность психики индивида и ее относительную независимость от мнения окружающих.
3. Развивающая и мотивационная, обеспечивающие возможность личности к развитию за счет желания самоусовершенствования и получения одобрения со стороны общества.
4. Эмоциональная, позволяющая получать нравственное удовлетворение от своих качеств, результатов деятельности и одобрительных характеристик, что крайне важно для поддержания достоинства человека.
5. Адаптационная, обеспечивающая лучшие приспособительные возможности в социуме.
Самооценка является природным свойством человека и основной составной частью самосознания (познания себя). Без нее невозможно определить свое место в жизни, ставить реальные задачи, взвешивать все «за» и «против», адекватно соотносить свои желания и возможности, а также правильно интерпретировать их соответствие требованиям общества.
В психологии самооценке уделяется особое внимание, как центральному ядру личности и главному компоненту Я-концепции.
Какие существуют виды самооценки и как происходит ее формирование?
В психологии дифференцируют 3 уровня самооценки, а именно:
• Низкая самооценка, психология которой проявляется в стеснительности, неуверенности в собственных силах, отсутствии реальной оценки своей роли и возможностей, затруднениях в принятии решений и т.п.
• Адекватная самооценка – основа разумного отношения к себе, реальному соотношению своих желаний с потребностями, способностей с амбициями, возможностей со ставящимися перед собой задачами. Адекватность в самооценке обеспечивает гармонию внутреннего духовного мира человека, его органичное функционирование в социуме и достижение жизненного успеха.
• Завышенная самооценка – это прежде всего высокомерность, безапелляционность, отсутствие самокритичности, пренебрежительное отношение к мнению окружающих, хвастовство и зазнайство.
Уровень самооценки в психологии определяют по формуле: уровень притязаний/уровень возможностей. Причем, притязания включают в себя желания, цели, требований к себе и окружающим, возможности – способности, талант, образование и интеллект, социальное положение, полученное воспитание, силу воли, физическое состояние и др.
На формирование того или иного уровня самооценки значительно влияет мнение окружающих и их внимание к индивиду и его действиям. Ради этого внимания человек иногда готов пойти на самые неадекватные поступки, включая преступление и даже суицид. Кроме того, следует помнить, что развитие самооценки начинается еще в детстве, поэтому во многом она зависит от грамотного семейного воспитания. Самооценка не является константным образованием человеческой личности. Она меняется в зависимости от этапа становления личности, ее самосознания и уровня развития.
Важными для формирования самооценки являются такие моменты:
• Основополагающее влияние опыта взаимодействия с окружающим миром на формирование психики, в том числе и самооценку личности. В психологии это явление получило название интериоризации и обозначает развитие основных психических функций человека в процессе взросления и социальной адаптации с переходом внешнего взаимодействия во внутреннюю психическую деятельность.
• Реальные успехи человека в различных сферах деятельности. Чем значительнее достижения, тем выше самооценка личности.
• Сопоставимость реального Я с идеальным Я, т.е. того, каким человек является на самом деле с тем образом, каким он хотел бы быть. Значительное совпадение реального и идеального Я свидетельствует о психическом здоровье. Чем меньше расстояние между ними, тем адекватнее самооценка.
Исходя из этого, можно утверждать, что самооценка — это довольно субъективное психическое образование, которое не всегда может совпадать с объективной оценкой личности ее окружением. Адекватность и логичность самооценки проверяются реальными достижениями, конкретными поступками и тенденциями поведения личности в социуме.
Какие основные проблемы с самооценкой вы можете назвать, как проявляется низкая самооценка?
Я уже рассказывал об уровнях самооценки, которая может быть адекватной и неадекватной. Проблемы возникают, когда человек оценивает себя неадекватно – или с повышением самооценки, или с ее занижением. Какой вариант худший, сказать трудно. Обе неадекватные самооценки опасны как для самой личности, так и для ее окружения, т.к. такие люди ставят под угрозу себя и других своими не соответствующими реальному положению дел действиями или наоборот бездействием.
Давайте сначала разберемся с заниженной самооценкой. Чем она опасна? Во-первых, человек, недооценивающий себя, не уверен в себе, в своих решениях и действиях. Во-вторых, он даже свои реальные успехи склонен считать чистой случайностью, не делает из них выводов и не включает в свой позитивный опыт. В-третьих, обрекает себя на недооценку окружающих, т.к. людям импонируют сильные личности, уверенные в себе и трезво оценивающие свои возможности.
Человек с заниженной самооценкой постоянно находится в атмосфере сомнений и тревожности, что явно не способствует достижению поставленных целей и адаптации в обществе. Его прежде всего волнуют вопросы о том, что о нем подумают соседи, родственники, знакомые, коллеги по работе и другие представители его социума. А это ограничивает поле его деятельности и количество поведенческих актов, которые необходимы для решения задач, но вызывают сомнения в оценке окружающих. Например, «Можно ли мне курить в собственной квартире, а вдруг сигаретный дым через вентиляцию проникнет к соседям, и они будут недовольны», «Как мне поступить, чтобы коллега не подумал, что я карьерист и подсиживаю его?» и т.п.
Даже в обычной кассовой очереди человек с низкой самооценкой всегда склонен уступать, пропускать и не возмущаться. Чтобы он заявил о своих правах, несправедливость должна быть уж слишком явной. Неспособность оценивать себя адекватно, приводит к преувеличенной зависимости от внешней оценки по типу: «Что подумают и скажут обо мне люди», причем не важно, что большинство из них никак не могут повлиять на его жизнь и с которыми он может больше никогда не встретиться. Тем более, что такие оценки в основном не бывают объективны и часто являются следствием плохого настроения собеседника. Мало того, негативные выводы о мнении окружающих субъект с пониженной самооценкой просто додумывает, оценивая себя как бы глазами посторонних и «читая» их мысли. Даже взгляд, отражающий негативные мысли другого человека по поводу его личной ситуации, особа с низкой самооценкой относит к себе.
Чрезмерная зависимость от чужого мнения приводит к тому, что человек постоянно испытывает сильное эмоциональное напряжение, находится в состоянии повышенной тревожности и страха осуждения. Его Я-образ остается недостаточно сформированным и базируется не столько на реальных личностных характеристиках, сколько на соответствии набору правил поведения и отношений с окружающим миром, а также общепринятым морально-этическим нормам. Например, человек старается всем помогать, уступать свое место в транспорте и очереди пожилым, беременным и людям с маленькими детьми. Все это, конечно, неплохо, если не доходит до абсурда, когда, например, пенсионер уступает место другому такому же пенсионеру, которому по мнению первого, еще хуже или который на несколько лет старше. Такая постоянная уничижительность не проходит бесследно и разрушительно действует на психику. Рано или поздно она может вызвать нервный срыв (подробнее о неврозе) и бурное возмущение тем, что другие не соблюдают свод негласных законов. На самом деле подоплекой таких страстей является обыкновенная зависть к тем, кто может позволить себе нарушать правила или действовать по ситуации, невзирая на уместность поступков.
Человек с низкой самооценкой несамостоятелен в принятии решений, он зависим от советов и подсказок окружения – семьи, соседей, сослуживцев, друзей и даже просто знакомых. Хотя не раз мог удостовериться, что, действуя согласно своим личным побуждениям, он смог бы добиться более ощутимых результатов.
Для заниженной самооценки свойственна чрезмерная самокритичность. Человек фактически занимается самоедством, когда внутренне негативно относится ко всем своим поступкам. А это формирует комплекс некомпетентности и пораженчества. Низкая самооценка особенно громко заявляет о себе при публичных выступлениях, независимо от численности аудитории. Это может быть ответ у доски перед классом, провозглашение тоста, вступление в дискуссию и т.п. Боязнь стать посмешищем буквально парализует такого человека, он не может четко изложить свою позицию и отстоять собственное мнение. Единственное, что может помочь в этом случае – это поднятие самооценки с помощью психотерапевта, который поможет критичный оценочный уровень Родителя, характерный для низкой самооценки, перевести на уровень Взрослого, который объективно и с самоуважением относится к собственной персоне.
Подытоживая информацию о низкой самооценке, еще раз напомню о ее основных признаках. Это такие, как:
• Неуверенность в себе, своих действиях и высказываниях.
• Несамостоятельность и стойкая зависимость от мнения и внимания других людей.
• Стереотипность поступков и поведенческих реакций.
• Показушность благовидных поступков, услужливость, желание нравиться всем и всегда.
• Страх общения с большим количеством людей и боязнь публичных выступлений.
• Постоянное присутствие тревоги и навязчивых мыслей о своей несостоятельности.
Как проявляется завышенная самооценка и чем она может навредить?
При завышенной самооценке индивид склонен переоценивать свои возможности и соответственно имеет повышенный уровень притязаний. Он самоуверен, берется за самые сложные дела, даже превышающие его реальные возможности, безапелляционен в оценках и по ослиному упрям в своих утверждениях. Его практически невозможно переубедить, он не считается с мнением других, а собственную персону склонен идеализировать.
Основные признаки завышенной самооценки – это такие проявления:
• Высокомерие и надменность.
• Отсутствие самокритики и болезненное восприятие критики от других.
• Беспредельная самоуверенность, отсутствие авторитетов, игнорирование чужого мнения.
• Лидерские амбиции, стремление всегда и везде быть первым, зависть и враждебность к более успешным людям.
• В случае неудачи прожектов непризнание своей вины и некомпетентности, проявление агрессии к конкурентам, сбрасывание ответственности на других.
• Навязывание своего мнения, советов и опыта, даже если ими никто и не интересовался.
• Превалирование собственного Я в любом разговоре, который он в любом случае переведет на обсуждение себя любимого и на обыкновенное бахвальство.
• Человек с завышенной самооценкой часто становится токсичным, ибо скорее доведет до нервного срыва свое окружение, чем себя, т.к. он независим от чужого мнения и совершенно не тревожится по этому поводу. Подробнее о токсичных отношениях.
Чаще всего истоки чересчур высокой самооценки лежат в детстве, когда избалованное дитя привыкло быть в эпицентре внимания взрослых и всегда получать требуемое. Маленький семейный кумир, которым все восхищаются, потворствуют всем его прихотям и исполняют желания, начинает верить в свою исключительность и с такими убеждениями входит во взрослую жизнь. Кстати, завышение самооценки может сформироваться и во взрослом состоянии при наличии исключительных обстоятельств. Например, когда девушка оказывается единственной представительницей слабого пола в сугубо мужском коллективе или отличается незаурядными внешними данными, привлекающими к ней всеобщее внимание.
Как бороться с неадекватной самооценкой?
Самостоятельно изменить свою самооценку в сторону большей адекватности довольно сложно и проблематично, потому что у лиц с неадекватной самооценкой способность к самоконтролю и сила воли практически отсутствуют. При низкой самооценке трудно рассчитывать на силу воли вечно сомневающегося человека, а при завышенной невозможен самоконтроль из-за полного отсутствия самокритики. Поэтому, если неадекватная самооценка мешает вам жить, наладить отношения в семье и коллективе, добиться профессиональных и творческих успехов, и вы все это осознаете, то без помощи психотерапевта не обойтись. Возможно, он направит вас на курсы повышения самооценки, тренинги и коучинги принятия решений, ассертивного поведения, а возможно разработает индивидуальную программу когнитивно-поведенческой терапии, гештальт-терапии и т.п. Но в любом случае он установит и объяснит первопричину неадекватной оценки пациентом самого себя, а это уже первый значительный шаг на пути ее коррекции и при необходимости более глубокого изменения.
Наши специалисты
Сипович Владислав Алексеевич
Врач-психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт
Главный врач в Медицинском многопрофильном центре “Гармония Здоровья”
Образование: Медицинский государственный университет им. акад. И.П. Павлова
Опыт оказания наркологической и психотерапевтической помощи - 18 лет, а именно: выезды на дом, амбулаторная и стационарная работа
Павлова Наталья Валерьевна
Психолог, сексолог, семейный психолог, ведущий психотерапевтических групп.
Работает с:
- комплексами,
- неуверенностью в себе,
- одиночеством,
- проблемами в школе и на работе,
- паническими атаками,
- агорафобией и другими видами фобий (клаустрофобией)
- также потерями людей, любви, работы, здоровья и уверенности в завтрашнем дне,
- депрессиями и различными тяжёлыми и сложными состояниями.
Рекель Дарья Андреевна
Клинический психолог, психотерапевт
Работает с:
- конфликтные отношения в паре
- семейные кризисы, ситуации развода
- особенности воспитания детей
- кризисы и психотравмирующие ситуации (горе, утрата, развод, переезд, потеря работы).
- алкогольная, наркотическая, игромания и другие виды зависимостей
- личные психологические трудности (неуверенность, проблемы с самооценкой, повышенная тревожность и беспокойство)
- психоэмоционнальные расстройства , фобии, панические атаки
Николаева Анна Германовна
Психотерапевт, сексолог
Опыт работы:
Психотерапия для меня – это прежде всего инструмент, который помогает стать осознанным, личностно зрелым, самостоятельным, помогает научится справляться с трудностями, найти и понять самого себя, чувствовать себя полноценным и счастливым.
Работаю я со взрослыми и подростками от 16 лет. Индивидуальная и семейная психотерапия, динамическая психотерапия. Помогаю решить вопросы сексуального характера. Тревога и психосоматические заболевания.
Пономарева Юлия Владиславовна
Детский психиатр, семейный психотерапевт
Работает с:
- с нарушением поведения у детей и подростков
- с трудностями в адаптации к школе и проблемами с успеваемостью ребёнка
- конфликтными отношения между родителями и детьми
- с апатией, тревогой, сниженным настроением у взрослых и подростков