Гипноз Эриксона что это такое, чем он отличается от классического, и кто его разработал? Чем объясняется популярность эриксоновского гипноза у психотерапевтов? В чем его плюсы и минусы? Основные техники наведения транса, используемые в эриксонианской гипнотерапии, и при каких заболеваниях она эффективна? Все эти вопросы мы затронули в интервью с Главным врачом медицинского центра «Гармония здоровья», практикующим психиатром, психиатром-наркологом и психотерапевтом Владиславом Сиповичем.
Кем и когда был разработан гипноз Эриксона?
Создателем нового метода гипноза стал Милтон Эриксон, выдающийся американский психиатр и крупнейший специалист по медицинскому гипнозу. В чем разница между психологом, психотерапевтом и психиатром? Личность крайне интересная и неординарная, сумевшая добиться поразительных результатов в лечении многих психических и психосоматических расстройств. Родившийся в 1901 году Милтон отличался от своих сверстников. Говорить он начал только в 4 года, в школе получил прозвище «словарь» из-за того, что никак не мог вникнуть в систему размещения слов по алфавиту. Например, чтобы найти нужное ему определение он читал весь словарь до того места, где это слово находилось. Кроме того, он имел проблемы с чтением, страдал дислексией, когда неправильно сочетал слоги в словах или путался в употреблении падежей, окончаний и времен. Мальчик неправильно различал цвета, не отличал звуки по высоте, поэтому не мог напеть мелодию. Все это создавало видимость наличия у него задержки умственного развития. Вдобавок ко всем этим бедам Эриксон в семнадцать лет перенес полиомиелит и оказался в инвалидном кресле. Но молодой человек не сдался. У него оказались такие сила воли и интеллект, что он смог вылечить самого себя и на этом опыте разработать совершенно новое направление в психотерапии, получившего название от имени своего создателя. Ребенок с дислексией со временем стал родоначальником эриксоновского (милтоновского) гипноза, в котором трансовое наведение достигается за счет красочного, образного и выразительного гипнотического языка. В последствии его исследования стали базой для разработки нейролингвистического программирования.
Первая научная статья Эриксона была написана в 1936 г. и была связана с результатами его теста бессознательных словесных ассоциаций на проблемное для больного стимульное слово. Допустив наличие обратной связи между бессознательным и словесной информацией, Эриксон нашел возможность послать в глубины подсознания пациента скрытое сообщение в форме рассказа. Для этого он предложил использовать своеобразный гипнотический язык – мягкий, уважительный, не директивный, практически незаметный для сознания больного, дающий возможность выбора и удивительно поэтичный. Какими красотой и романтизмом исполнена, например, цитата из его гипнотического текста: «Мой голос может превратиться в звук, который ты захочешь услышать. В пение птиц, шум ветра, шорох листьев, гул водопада…».
Эриксон – автор ряда книг, самыми известными из которых являются:
• «Мой голос останется с вами».
• «Стратегия психотерапии».
• «Человек из Февраля. Гипнотерапия и развитие самосознания личности».
• «Гипнотические реальности: Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения».
Эти труды стали путеводителем и базисом для каждого психотерапевта, решившего серьезно заниматься эриксоновской терапией.
Эриксоновский гипноз – что это такое, в чем его отличие от классического и на каких теоретических представлениях он базируется?
Милтон Эриксон считал, что определяющим в нашей жизни является не столько сознание, сколько сфера бессознательного. Кстати, небольшое отступление – следует различать понятия бессознательного и подсознания. Различия эти тонкие и до сих пор спорные. Например, Фрейд считал бессознательное вместилищем вытесненных из сознания и памяти эмоций и желаний, т.е. основным критерием бессознательного является вытеснение. Подсознание же – это часть бессознательного, в которой когнитивные процессы все-таки имеют место, но происходят без участия сознания и могут проявляться в виде так называемой интуиции. Подсознательное человек может извлекать из памяти осознанно и произвольно, например, при желании человек может детально вспомнить события прошлого дня. Бессознательное же не можно извлечь по желанию, его глубина и труднодоступность намного больше, чем у подсознания, но оно вбирает в себя весь жизненный опыт личности и определяет особенности ее поведения и мышления.
Эриксон считал, что человек способен измениться, используя бессознательный накопленный в течение всей жизни опыт, даже не осознавая этого. Причем эта копилка с каждым новым значимым событием, обучением, встречами с интересными личностями расширяется и изменяется. Влияние на бессознательное Эриксон реализовывал с помощью гипноза, рассказывая пациентам, введенным в транс индивидуально подобранные для каждого конкретного случая обучающие истории. Последние часто были остроумным и символичным изложением событий из жизни самого ученого или членов его семьи. Подборка таких рассказов представлена в написанной им книге «Мой голос останется с вами».
Что касается фундаментальных основ гипноза Эриксона, то они связаны с такими особенностями:
• Не директивность, т.е. отсутствие прямых команд, указаний и инструкций.
• Трансовое состояние не сопровождается закрытием глаз, человек бодр и может активно общаться с гипнологом. Но при этом его внимание смещено от реальности в его внутренний мир, сконцентрировано вокруг собственных переживаний. При этом наблюдаются физиологические изменения: замедление дыхания, мышечное расслабление и др.
• Контроль сознания отключен, оно не может затормозить или блокировать гипнотическое воздействие.
• Эффект подстраивания. Проявляется тем, что пациента встречают там, где он находится. Гипнолог становиться как бы копией гипнотизируемого человека – он синхронизирует с ним процесс дыхания, темп речи, тип походки и поведения.
• В милтоновском гипнозе все люди считаются гипнабельными, т.е. чувствительными к гипнозу. В классическом гипнозе такими признают только 10-20% людей.
• Разнообразие техник и приемов наведения транса, включая и легкий транс у самого психотерапевта.
Эриксоновский гипноз – техники гипнотического внушения и введения в транс. Чем обусловлен их выбор?
Эриксон разработал множество разных психотехник. Великий гипнотизер никогда не говорил громко, в его голосе не звучали менторские и командные нотки, он всегда подстраивался под пациента и незаметно вводил его в транс. При этом Эриксон всегда учитывал индивидуальные особенности психики человека, его мировоззренческие взгляды и религиозные убеждения, на что классический гипноз совершенно не обращает внимания. Эриксоновский гипноз еще называют разговорным, потому что его основное оружие – это вербальный контакт в виде рассказа.
Разговорную технику часто используют цыгане, которые вдобавок применяют еще и прием скороговорки, тупиковых вопросов и неясного бормотания. Пытаясь понять, что ему говорят, человек отключается от реальной действительности, его сознание быстро утомляется, и он погружается в легкий транс. После этого цыганка командным голосом дает нужную ей установку, которую человек беспрекословно исполняет, т.к. уже полностью подчинен чужой воле.
К основным техникам погружения в транс, используемыми в милтоновском гипнозе, можно отнести такие:
• Вербальная настройка вегетативных и двигательных реакций. Например, «ваши веки дрожат, руки тяжелеют, дыхание замедляется…»
• Невербальная настройка – синхронизация физиологических реакций за счет подражательных движений гипнолога, производимых в таком же ритме, как у пациента.
• Использование превалирующего у больного канала восприятия. Это означает, например, у человека-визуалиста эффективнее будет обращение к его зрительной системе типа «вы видите, перед вашим внутренним зрением…», к аудиалисту легче достучаться, апеллируя к его слуху «вы слышите только мой голос» и т.п.
• Обращение к ранее пережитым трансовым состояниям, возникающим, например, при езде в авто, прослушивании музыки, релаксации и т.д.
• Якорная техника. Подразумевает установление при первом сеансе гипноза связи транса с каким-либо внешним раздражителем (определенный звук, фраза, касание руки гипнотизера). В последующем достаточно «включения» условного раздражителя с практически мгновенным введением в трансовое состояние. Единственное ограничительное условие – редкая встречаемость раздражителя в повседневной жизни, чтобы исключить непредвиденное наведение транса в обычных житейских обстоятельствах.
• Словесные гипнотические формулы. Представляют собой описание реакций при погружении в транс. Эта техника взята из классического гипноза.
• Так называемое «рычажное» наведение – связь опускания вытянутой вперед руки с постепенным погружением в трансовое состояние.
• Шоковый разрыв шаблона – специально резко обрываемое автоматическое действие. Например, сначала гипнолог протягивает руку пациенту для рукопожатия, но вдруг резко ее отдергивает в ответ на протянутую руку пациента. Естественно, последний при этом испытывает шок. Прием, естественно, не очень приемлемый для психотерапевта, но часто используемый в нейролингвистическом программировании (НЛП).
• Техника перегрузки основана на превышении лимита восприятия поступающей информации. Все дело в том, что человек не может выполнять несколько разноплановых действий одновременно, например, читать, слушать и считать. Хаотично загружая несколько систем восприятия, гипнолог добивается трансового состояния у гипнотизируемого. Например, можно предложить ему отнимать по 9 от какого-нибудь трехзначного числа, при этом внимательно слушать врача и кружиться вокруг собственной оси.
• Двойное наведение, предусматривающее участие двух психотерапевтов, находящихся по бокам от гипнотизируемого и проводящих одновременно словесные внушения, которые то практически совпадают по контексту, то становятся диаметрально противоположными. Буквально через несколько минут человек впадает в транс.
Что касается словесных формул гипноза, то они могут применяться в таком виде:
• Предложение продемонстрировать вхождение в транс какой-нибудь реакцией типа «не желаете ли опустить руку, когда почувствуете начало погружения в транс?». Объективно уставшая рука постепенно начнет опускаться, а субъективно человек подумает, что он начинает входить в транс.
• Предложение псевдовыбора, когда человеку подается скрытое внушение релаксации. Например, «возможно, вы удивитесь тому, какая рука расслабится первой – правая или левая».
• Ложное указание на как бы пропущенное действие. Например, когда гипнолог говорит, что вы можете расслабляться дальше, то пациент предполагает, что расслабление уже идет.
• Вхождение в словесную конструкцию замаскированных приказов, которые могут выделяться паузами, другой интонацией и т.п.
• Приказы отрицания слишком выраженного напряжения пациента, его излишних стараний быстро погрузиться в релаксацию.
• Вопросы, требующие однозначного ответа да или нет, но привычно вызывающие соответствующие действия. Например, «смогли бы вы закрыть глаза?»
• Употребление сложноподчиненных, расплывчатых предложений, затрудненных для восприятия. Смысловая неопределенность фраз, позволяющая пациенту наполнить их любым содержанием.
• Приписывание другим объектам (предметам, людям) желательных реакций, которые пациент автоматически переносит на себя.
• Техника так называемой «кладовой ресурсов», когда пациенту предлагают открыть дверь в комнату, где находятся важные для него предметы или люди, способные помочь ему достичь намеченной цели.
Человек может находиться в воображаемой «комнате помощи» столько времени, сколько ему необходимо для получения нужного опыта. Фактически проигрывая решение проблемы он уже начинает свой путь к исцелению.
Но самый важным приемом эриксоновского гипноза был и остается «разговорный жанр», т.е. рассказывание психотерапевтом разных историй с вмонтированными туда посылами и установками, внимание на которых акцентируется интонацией, касанием или жестом.
Используя разнообразные техники представители эриксоновской школы во время гипнотического транса запускают процесс самоизлечения человеческого организма. При этом в отличие от классического гипноза не применяются сконцентрированные на симптоматике установки, а открывается доступ к ресурсам оздоровления, заложенным в бессознательном. Достигается это установлением связи между ними и сознательной предварительной установкой на излечение.
Насколько обширна сфера применения эриксоновского гипноза?
Гипноз предполагает установление контроля над сознанием, с его помощью можно заставить личность выполнять несвойственные для нее действия. Поэтому гипноз может использоваться как во благо, так и во вред человека для достижения корыстных или враждебных целей гипнотизера.
Интерес к гипнозу спецслужб известен уже давно. Их представители пытались использовать его для создания идеального агента, который даже не догадываясь о гипнотическом внушении способен выполнить любой приказ, даже отсроченный во времени, полностью аморальный и нацеленный на самоликвидацию после достижения цели. Возможно, что террористы-смертники как раз и являются продуктом такого гипнотического воздействия. Кроме того, если и можно совершить идеальное убийство, то это только с помощью гипноза. Например, когда услышав кодовое слово или фразу по телефону, ранее внушенные незаметно для человека, последний решается на самоубийство. Можно догадываться, предполагать, но доказать ничего нельзя.
Как я уже рассказывал, гипноз Эриксона относится к скрытому, иначе мягкому или замаскированному гипнозу, который часто используют не только в рекламе, но и в политике, причем зачастую без погружения в транс.
Эриксоновский гипноз и его техники легли в основу нейролингвистического программирования, который реализуется косвенным внушением с помощью специально подобранных фраз, а также подстройкой в процессе разговора под собеседника. Гипнотизер старается добиться максимальной схожести с гипнотизируемым, подражая его повадкам, позе, мимике, особенностям речи. А кому человек на подсознательном уровне доверяет больше всего? Конечно же самому себе.
Почему я останавливаюсь на этом так подробно. Да потому, что решаясь на сеансы гипноза, человек должен быть уверен в моральных и профессиональных качествах своего психотерапевта. Ведь, как и для любого врача, главным девизом его деятельности является крылатая фраза «Не навреди!». Широкое использование эриксоновской терапии в психотерапевтической практике объясняется ее высокой эффективностью, особенно в лечении психосоматических заболеваний. Самостоятельно избавиться от тяжелых невротических расстройств человек не может, а вот в состоянии транса, искусно управляемым гипнологом удается добраться до здоровых ресурсов психики и увеличить их восстановительный потенциал. Тем самым реализуется целевая установка на оздоровление всего организма.
Как дифференцируют эриксоновский гипноз?
Выделяют две разновидности гипноза Эриксона:
1. Пассивный, иначе материнский. При этом виде гипноза активность пациента ограничена, самопроизвольные движения отсутствуют, команды выполняются автоматически и с запозданием. Практически пациент спит, но с открытыми глазами. Такое состояние постепенно переходит в физиологический сон. Оптимальная длительность гипнотического сна составляет 30 минут, выход из него (дегипнотизацию) осуществляют постепенно. Эриксон отмечал 13 признаков транса, говорящих о его принадлежности к материнскому гипнозу:
• Расширенные зрачки, фиксированный тяжелый взгляд.
• Замедленные мигательные и глотательные рефлексы.
• Гиподинамия.
• Мышечное расслабление.
• Диафрагмальное дыхание.
• Брадикардия (снижение ЧСС).
• Застывшая мимика и разглаживание лицевых мышц, в особенности щек.
• Слабое реагирование на шум.
• Бледность кожи лица.
• Замедленная моторика и спонтанные непроизвольные движения.
2. Активный, иначе отцовский. При этом виде гипноза загипнотизированный человек активен, бодр, оперативно реагирует на внушение, способен к импровизации, все его поведенческие реакции находятся в пределах нормы. Однако может реагировать на раздражители спонтанно и своеобразно. Длится такой гипноз 1-3 минуты, выход из него происходит мгновенно. Именно к такому типу гипноза относится эстрадный гипноз.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что эриксоновский гипноз – это мягкий, косвенный гипноз, использующий гипнотический транс для приведения психики человека в состояние открытости, доступа к внутренним ресурсам и готовности к внушаемым изменениям. Во время транса обостряется интуиция, ярче становится образное мышление, раскрывается творческий потенциал и человек внезапно получает ответы на ранее казавшиеся неразрешимыми вопросы. Роль гипнолога в этом таинстве подобна опытному и вежливому взломщику, подбирающему отмычки к подсознанию человека. Именно так характеризовали работу Эриксона его современники.
Наши специалисты
Сипович Владислав Алексеевич
Врач-психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт
Главный врач в Медицинском многопрофильном центре “Гармония Здоровья”
Образование: Медицинский государственный университет им. акад. И.П. Павлова
Опыт оказания наркологической и психотерапевтической помощи - 18 лет, а именно: выезды на дом, амбулаторная и стационарная работа
Павлова Наталья Валерьевна
Психолог, сексолог, семейный психолог, ведущий психотерапевтических групп.
Работает с:
- комплексами,
- неуверенностью в себе,
- одиночеством,
- проблемами в школе и на работе,
- паническими атаками,
- агорафобией и другими видами фобий,
- также потерями людей, любви, работы, здоровья и уверенности в завтрашнем дне,
- депрессиями и различными тяжёлыми и сложными состояниями.
Рекель Дарья Андреевна
Клинический психолог, психотерапевт
Работает с:
- конфликтные отношения в паре
- семейные кризисы, ситуации развода
- особенности воспитания детей
- кризисы и психотравмирующие ситуации (горе, утрата, развод, переезд, потеря работы).
- алкогольная, наркотическая, игромания и другие виды зависимостей
- личные психологические трудности (неуверенность, проблемы с самооценкой, повышенная тревожность и беспокойство)
- психоэмоционнальные расстройства , фобии, панические атаки
Николаева Анна Германовна
Психотерапевт, сексолог
Опыт работы:
Психотерапия для меня – это прежде всего инструмент, который помогает стать осознанным, личностно зрелым, самостоятельным, помогает научится справляться с трудностями, найти и понять самого себя, чувствовать себя полноценным и счастливым.
Работаю я со взрослыми и подростками от 16 лет. Индивидуальная и семейная психотерапия. Помогаю решить вопросы сексуального характера. Тревога и психосоматические заболевания.
Пономарева Юлия Владиславовна
Детский психиатр, семейный психотерапевт
Работает с:
- с нарушением поведения у детей и подростков
- с трудностями в адаптации к школе и проблемами с успеваемостью ребёнка
- конфликтными отношения между родителями и детьми
- с апатией, тревогой, сниженным настроением у взрослых и подростков