Расстановки по Хеллингеру как новый метод, лежащий на стыке психотерапии и духовных практик. Суть системных расстановок, их научная доказательность и обоснованность, действующие лица, основные направления и отзывы пациентов. И самый главный вопрос – это псевдонаука и сказка для пациентов или все-таки действенный способ решить проблемы пациента? Тема расстановок стала предметом нашего разговора с Главным врачом медицинского центра «Гармония здоровья» психиатром, наркологом-психиатром и психотерапевтом Владиславом Сиповичем.
Расстановки по Хеллингеру – что это такое простыми словами?
Прежде всего хочу сказать, что упрощенно рассказать о том, что такое расстановки, не так просто. Об этом свидетельствует даже то обстоятельство, что этот термин имеет множество синонимов – метод Берта Хеллингера, новые семейные расстановки, системно-семейные расстановки, расстановки, метод системных семейных расстановок, семейные расстановки по Хеллингеру, системные перестановки, констелляция и др. А как звучат названия основных направлений, приведу примеры самых непонятных и «загадочных» для непосвященных – эйфонические репрезентации и системно-феноменологический подход. Скажем так, некоторые из них режут слух, например, как сочетаются между собой система и выбивающийся из нее феномен, насколько глубока противоречивость между ними и т.п.
Чтобы лучше понять, что такое системные расстановки по Хеллингеру, заглянем немного в историю появления этого метода и в биографию его создателя Берта Хеллингера. Имея духовный сан и служа католическим священником в течение 16 лет в Африке, он был и миссионером, учителем и директором школы для детей зулусов. Он освоил их язык, участвовал в ритуалах, понимал и принимал их особый взгляд на мир. Это в дальнейшем сказалось на том, что Хеллингер начал задумываться над феноменом внутренней структуры психики человека и ее связи с прошлым и настоящим всего рода. Его также волновало, насколько сильно влияют ошибки отдельных индивидов, принадлежащих к семейному древу, на жизнь и судьбу конкретного человека и действительно ли поведение человека определяется лишь его волей и разумом. Религия не давала ответы на все эти вопросы и к тому же ставила идеалы выше самого человека, поэтому вскоре Хеллингер сложил с себя сан и решил заняться исследованием тайн человеческой души. Вскоре он окончил курс Венской Ассоциации психоанализа, после чего занялся вопросами семейной психотерапии. В конечном итоге Хеллингер пришел к выводу, что личность следует рассматривать не как самостоятельную единицу, а как часть единой родовой системы, которая больше, чем простая совокупность ее отдельных элементов. По его мнению, все ныне здравствующие и умершие родственники одной семьи связаны между собой неосознанными и часто невидимыми узами на сцене семейного театра. Причем связи эти действуют в соответствии с 3-мя базовыми законами, так называемыми Порядкам Любви, а именно:
• Закон принадлежности, по которому любой член семьи имеет право принадлежать к ней и быть принятым в общий родовой сценарий. Чем более важна для человека эта система, тем более он склонен учитывать и подчиняться ее законам. Для ребенка, например, принадлежность к роду и семье – наивысшее благо, ради которого он готов полностью подчиняться ее требованиям.
• Закон иерархии, который гласит, что те, кто вошел в систему первыми, имеют приоритет перед теми, кто вошел в нее позднее. Отсюда – уважение к старшим членам рода.
• Закон баланса, согласно которому между отдачей и принятием любви должно соблюдаться динамическое равновесие. Чем больше мы получаем, тем легче должны отдавать. Это как тонко подмечено в песенке из советского мультфильма: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется».
Примером нарушения баланса может служить такое явление, как парентификация, когда родители и дети меняются местами. Причем иногда это происходит в довольно раннем возрасте, когда ребенок берет опеку над родителями или младшими детьми на себя и решает взрослые проблемы вместо того, чтобы просто наслаждаться детством. Часто это происходит в семьях, где дети обделены вниманием и заботой, где родители очень много работают, страдают зависимостями или психическими расстройствами, а также в неполных семьях.
Если нарушается закон принадлежности, то это приводит к тому, что человек чувствует себя не самостоятельной личностью, а как бы ретранслятором чужой воли.
Что такое расстановки в психологии и как объясняют этот феномен?
Согласно гипотезе сторонников метода расстановок, их действенность обусловлена существованием так называемого морфогенетического (родового) поля, которое действует в любой точке времени и пространства. Его элементарные частицы в виде отдельных личностей связаны между собой неразрывными, взаимозависимыми и динамичными взаимодействиями. Метод расстановок позволяет использовать коллективное бессознательное для выявления «поломок» в морфогенетической системе человека, запрос которого становится предметом исследования.
На самом деле в психологии расстановки по Хеллингеру рассматриваются, как особый метод краткосрочной групповой психотерапии. Его основными действующими лицами являются такие фигуры, как:
• мастер (расстановщик);
• заместители, имитирующие или играющие роль значимых для клиента лиц;
• сам клиент, который обращается со своим запросом к расстановщику.
При этом сам клиент может не участвовать в этом групповом лицедействе, а являться только зрителем. В этом случае у него также есть свой заместитель. Считается, что сконцентрированное вокруг клиента и волнующей его проблемы родовое поле заставляет действовать заместителей определенным образом и помогает выявить и устранить негативное влияние прошлых проблемных событий в жизни умерших и здравствующих предков, которые могут влиять на судьбу клиента. А мастер-расстановщик является как бы проводником в этот тонкий мир и переводчиком происходящих событий на доступный для понимания клиента язык. Фактически, он является инициатором и интерпретатором расстановочного спектакля. Кстати, мастера, практикующие расстановки, предпочитают называть людей, обращающихся к ним за помощью именно клиентами, а не пациентами. Этим они подчеркивают, что проблемы человека являются не следствием его болезненного состояния (подробнее о синдроме навязчивых состояний), а лишь поломками морфогенетического поля.
Если разобраться с точки зрения технологии, то расстановки по Хеллингеру представляют собой многослойную систему, состоящую из таких техник, как:
• Психодрама – наблюдение за действиями заместителей в качестве реальных персонажей позволяет лучше клиенту понять происходящее с ним, оценить свое поведение и ошибки.
• Моторные расстановки, или язык тела. Находясь вблизи объекта, заместители неосознанно перенимают особенности его поведения, направленность в сторону приближения или отдаления от двух вариантов того или иного решения, а также пассивное или активное взаимодействие с другими субъектами психодрамы.
• Психологическая топонимика – определение места, занимаемого заместителями вокруг главного персонажа, и его отношения к ним по знакам внеречевого общения. Основана топонимика на том, что все проявления мозговой активности находят свое выражение в движении, в том числе и мышц лица, что позволяет более точно определить ролевую функцию клиента в процессах коммуникации.
• Эмоциональные реакции и внушения, обусловленные разыгрываемым спектаклем. Фактически Берт Хеллингер изобрел не просто групповую, а массовую психотерапию с неограниченным числом участников, чаще всего участниц. Работая с женщинами, психолог-расстановщик чаще всего вбрасывает в аудиторию 4 основные темы, которые всегда найдут отклик в женской душе – это аборты, обделенные вниманием и заботой дети, измена и смерть. Именно к ним умело сводится любая тема, которая волнует клиентку. Заканчивается все массовым «плачем», который психотерапевт переводит в масштабное и сильное психологическое внушение. В итоге все довольны, клиентка буквально на глазах излечилась в результате эмоциональной разрядки, заместители получили незабываемые ощущения, а психотерапевт доказал состоятельность и эффективность своего метода.
Но есть и обратная сторона медали, этот яркий и эмоциональный спектакль является настолько привлекательным для женщин, что они становятся его постоянными участницами. Главный персонаж теперь уже выступает в роли заместителя, а заместители стремятся вновь и вновь повторить сценарий, теперь уже с другим участником и в других ролях. Но заветной мечтой любой из них становится желание самой оказаться в центре театрального действа. Мало того, что такие экзальтированные особы становятся зависимыми от подобных расстановок, но еще и вовлекают в них все новых и новых участников. Действует это по принципу: «Знаешь, как там классно решают все проблемы, давай пойдем туда вместе, и ты все поймешь!». Вот почему так стремительно растет популярность расстановок, а женщины придумывают все новые и новые проблемы, чтобы стать главным персонажем своей истории и эпицентром внимания со стороны совершенно чужих людей.
И хотя одни считают этот метод инновационным в психологии, а другие – просто шарлатанством и спекуляцией на доверии людей, готовых верить в любую сказку с хорошим концом, психологические расстановки приобретают все большую популярность и становятся модным трендом среди желающих поправить свою карму.
Для наглядности хочу привести вам аргументы как сторонников, так и противников системных расстановок по Хеллингеру. Это прежде всего такие:
• Противники утверждают, что не существует научного обоснования расстановок. Сторонники считают, что многие явления в свое время не признавались наукой, но, тем не менее, это носило временный характер и на сегодняшний день не вызывает никаких сомнений. Доказательством же эффективности метода служат его успешный практический опыт и стремительное развитие.
• Противники метода делают акцент на том, что метод уводит человека от реальности и не требует его работы над собой. Сторонники же убеждены, что главное – это быстро и эффективно решить проблему человека и закрыть его негативную программу. Если это можно сделать без длительной и упорной работы над «исправлением личности», то почему бы и не воспользоваться такой возможностью.
• Противники также настаивают на том, что расстановки противопоказаны лицам с пограничным состоянием. Сторонники же утверждают, что во время обязательной предварительной консультации квалифицированный психолог-расстановщик оценивает психическое здоровье клиента и в случае малейшего намека на психическое расстройство направит его к профессиональному психотерапевту.
Я же со своей стороны рекомендовать или отговаривать от психологических расстановок не могу без непосредственного контакта с пациентом. Если вы готовы рискнуть, уверены в устойчивости вашей психики и хотите выяснить, например, почему вам не везет с созданием семьи, из-за чего у вас проблемы в бизнесе, на чем лучше сконцентрировать свои усилия для успешного карьерного роста, как наладить отношения с детьми или родителями, то, возможно, и стоит попробовать. Ведь действительно многие клиенты находят в расстановках ответы на волнующие их вопросы. Тем более, что в РФ термин «Расстановка» зарегистрирован как товарный знак для психологических услуг, тренингов и семинаров с правообладателем Институтом консультирования и системных решений, а «Системные установки» - для любой печатной продукции (правообладатель – Психологический фонд ИМАГО).
Какие отзывы о системных расстановках по Хеллингеру являются наиболее типичными?
Как и сам метод, отзывы о нем довольно противоречивы. Начнем с позитивных. Среди них преобладают восторженные отзывы типа:
• «Ощущаешь себя заново родившимся».
• «Это просто чудо».
• «Помогает там, где другие не берутся».
• «Реально и быстро работает».
• «Помогает на 100% и даже тогда, когда отчаялся».
• «Мощный и эффективный инструмент».
• «Масса положительных эмоций».
• «Появляется энергия в теле»
• «Позволяет взглянуть на ситуацию со стороны» и т.п.
Иногда при этом подробно описывают свои ощущения и сам процесс семейных расстановок. Довольно интересно рассказывает об этом одна клиентка, которая побывала и на месте заказчика, и в роли заместителя. Первый раз она на расстановках была в качестве заместителя и получила роль самой заказчицы. Причем сначала та удалилась перед началом расстановок с мастером в отдельную комнату и поведала ему о своей проблеме. После этого ведущий подходил к каждому участнику, клал ему руки на плечи и что-то мысленно проговаривал. После этого и началось само действо – люди подходили друг к другу, или отдалялись, перемещались в различных направлениях, действуя чисто интуитивно и даже не догадываясь о своей роли. Наша участница сразу почувствовала себя девушкой-подростком, которая хочет вырваться из-под родительской опеки, а в двух других участниках – своих родителей, которые стремились к ней, но от которых ей хотелось бежать. Как оказалось, ей досталась роль главной героини, проблема которой и состояла в том, что родители не хотели отпускать ее от себя. Следующая расстановка, которая была уже с другим мастером и в которой она сама была заказчицей, произвели на женщину гораздо большее впечатление. Здесь уже все заместители играли не в слепую, а зная свои роли, но возложение рук на плечи также было обязательным. То, что испытала клиентка, стало для нее глубоким эмоциональным потрясением – она и плакала, и беспричинно смеялась, из нее порой вырывалась сильная агрессия и, по ее словам, «столько нехорошего вылезло». Даже добрались до прошлой жизни. Но до конца выявить и проработать ситуацию не удалось из-за внутреннего сопротивления героини. Она даже получила домашнее задание в виде духовной практики, но так его и не выполнила. Не знаю, в чем тут плюс, но нежелание клиентки работать над собой свидетельствует скорее о негативном, чем позитивном результате от расстановки.
Не следует думать, что системные расстановки по Хеллингеру пользуются приоритетом исключительно у женщин. Мужчины тоже прибегают к ним, особенно к таким направлениям, как финансовые и бизнес-расстановки. Многие остаются довольны полученным результатом и приходят к расстановщикам всякий раз, когда требуется принять какое-то ответственное решение.
Следующая группа отзывов о методе расстановок по Хеллингеру является самой многочисленной и представлена в основном положительным мнением, но с некоторыми оговорками. Например, такие:
• «Работает реально, но нужно тщательно выбирать ведущего».
• «Можно повлиять на ситуацию, но иногда неприятные переживания – слезы, обида и боль».
• «Метод эффективен в решении семейных и личных проблем, но иногда сложно раскрыться в группе».
• «Помогает в решении душевных и физических проблем, но нужно думать о своей безопасности и быть осторожнее».
• «Интересный метод, но можно что-то подхватить из чужой кармы».
• «Серьезная методика, но нужно быть очень острожными».
• «Можно оценить ситуацию со стороны, но без подготовки морально и психологически очень трудно».
• «Работает быстрее других методик психотерапии, но чересчур радикально – психика может не выдержать» и т.п.
Как видите, основные предостережения касаются выбора ведущего, его профессионализма, наличия диплома о медицинском или психологическом образовании, а также его моральных качеств. С этим неразрывно связана проблема безопасности при проведении расстановок, ведь правильно оценить эмоциональное и психическое состояние человека может только дипломированный специалист, имеющий солидный опыт работы в психологии или психотерапии, а также так называемую «светлую ауру». Для такого специалиста безопасность методики для клиента является основной прерогативой, как говорится: «Главное – не навреди!». Поэтому часто практикующие метод расстановок психологи и психотерапевты на роль заместителей берут символические фигурки, превращая групповую терапию в индивидуальную форму работы с клиентом. При этом они не отпускают его восвояси сразу же после сеанса, а сопровождают в течение нескольких дней, пока психическое состояние человека после расстановок не стабилизируется.
И наконец, третья группа сугубо негативных отзывов как участников, так и специалистов, занимающихся устранением побочных эффектов от расстановок, например, таких:
• «Три психотических эпизода – непрерывные беседы с покойной бабушкой, открытие канала в космос, неадекватные действия по защите от судьбы-злодейки».
• «Слишком грубое вторжение в психику человека».
• «На расстановках настолько сильно внушали чувство вины, что я начала ощущать вину за то, что не чувствую вины»
• «Когда меня заставили просить прощения, я была готова прибить того, у кого должна была просить прощения».
• «Ушла оттуда в полностью разобранном состоянии, выжатая как лимон».
• «Самый главный недостаток – бросание клиента в нестабильном состоянии и отсутствие дальнейшей психологической поддержки».
• «Страдаю бессонницей. После 3-х расстановок стало еще хуже».
• «Все показалось бессмысленным цирком».
• «Маразм, нелепость и глупость» и т.п.
• «После нескольких расстановок начали сниться кошмарные сны, тянуло на кладбище, казалось, что меня все время кто-то преследует».
Основной вывод, какой можно сделать из анализа отзывов – это то, что восприятие метода расстановок по Хеллингеру и их действие на клиента сугубо индивидуальны. Одни наполняются энергии, а другие ее теряют, одни получают возможность по-новому оценить и изменить свою жизнь, другие окончательно запутываются, да еще вдобавок получают психические расстройства, одни восхищаются – другие видят только шарлатанство. Кроме того, у сторонников и последователей метода также существуют разногласия. Начиная с 2003 года и особенно в 2005-2007 гг. разногласия между Хеллингером и его последователями приобрели мировоззренческий характер. Основой их стали авторитарные указания Хеллингера клиентам, вынуждающие их к определенным действиям типа – «вы должны расстаться с женой», «менеджера следует уволить» и т.п. Кроме того, были претензии по безопасности клиентов и превалировании в методике мистического компонента, когда терапию заменяют магические ритуалы. Закончилось все это тем, что Немецкая расстановочная ассоциация исключила имя Хеллингера из своего названия.
В России же метод расстановок по Хеллингеру находится на пике своей популярности. Явление новое и интересное, позволяющее хорошо зарабатывать мастерам-проводникам, но вот насколько эффективное и безопасное – это вопрос, который требует дальнейшего изучения. Мне кажется, что развитие метода будет идти, как одной из составляющих комплексной психотерапии (подробнее о когнитивно-поведенческой терапии) на основе сближения с ее другими направлениями, в частности с гештальт-терапией.
Наши специалисты
Сипович Владислав Алексеевич
Врач-психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт
Главный врач в Медицинском многопрофильном центре “Гармония Здоровья”
Образование: Медицинский государственный университет им. акад. И.П. Павлова
Опыт оказания наркологической и психотерапевтической помощи - 18 лет, а именно: выезды на дом, амбулаторная и стационарная работа
Павлова Наталья Валерьевна
Психолог, сексолог, семейный психолог, ведущий психотерапевтических групп.
Работает с:
- комплексами,
- неуверенностью в себе,
- одиночеством,
- проблемами в школе и на работе,
- паническими атаками,
- агорафобией и другими видами фобий (клаустрофобией)
- также потерями людей, любви, работы, здоровья и уверенности в завтрашнем дне,
- депрессиями и различными тяжёлыми и сложными состояниями.
Рекель Дарья Андреевна
Клинический психолог, психотерапевт
Работает с:
- конфликтные отношения в паре
- семейные кризисы, ситуации развода
- особенности воспитания детей
- кризисы и психотравмирующие ситуации (горе, утрата, развод, переезд, потеря работы).
- алкогольная, наркотическая, игромания и другие виды зависимостей
- личные психологические трудности (неуверенность, проблемы с самооценкой, повышенная тревожность и беспокойство)
- психоэмоционнальные расстройства , фобии, панические атаки
Николаева Анна Германовна
Психотерапевт, сексолог
Опыт работы:
Психотерапия для меня – это прежде всего инструмент, который помогает стать осознанным, личностно зрелым, самостоятельным, помогает научится справляться с трудностями, найти и понять самого себя, чувствовать себя полноценным и счастливым.
Работаю я со взрослыми и подростками от 16 лет. Индивидуальная и семейная психотерапия, динамическая психотерапия. Помогаю решить вопросы сексуального характера. Тревога и психосоматические заболевания.
Пономарева Юлия Владиславовна
Детский психиатр, семейный психотерапевт
Работает с:
- с нарушением поведения у детей и подростков
- с трудностями в адаптации к школе и проблемами с успеваемостью ребёнка
- конфликтными отношения между родителями и детьми
- с апатией, тревогой, сниженным настроением у взрослых и подростков