Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
Импринтинг в психологии
Санкт-Петербург: Пр. Тореза, д. 98 к.1, ул. Ташкентская, д.1, ул. 7-я Советская, д.4, пр. Трамвайный, д. 12 к.2, пр. Лиговский, д. 43-45, ул. профессора Попова, д. 8, пр. Просвещения, д. 33 к.1, Б. Сампсониевский пр., д. 55, пр. Науки, д. 12 к.5, пр. Верности, д. 14 к.2
График работы:
с 9.00 до 21.00
Все районы и пригороды

Импринтинг

imprinting

Что представляет собой импринтинг, можно ли им объяснить многие процессы в психике человека? Какова его роль в формировании личности, ее характера и выбора жизненного пути? В чем революционность импринтинга в сфере обучения? Как его можно использовать в психотерапии и психологии? Ответы на эти вопросы мы получили в интервью с Главным врачом медицинского центра «Гармония здоровья», практикующим психиатром, психиатром-наркологом и психотерапевтом Владиславом Сиповичем.

Что такое импринтинг, как его объясняют и каковы его признаки?

Существует несколько определений понятия импринтинг, которое дословно переводится с английского, как запечатление. Тем более, что применяется оно в биологии и психологии. Импринтинг в психологии интерпретируется, как специфическая форма научения, в биологии, как реакция следования детенышей поведению родителей. В отдельной биологической дисциплине молекулярной генетике под импринтингом понимают эффект, связанный с передачей генов в неизмененном виде, а в иммунологии – иммунный ответ на впервые попавший в организм антиген. 

Импринтинг – это понятие относительно новое. Встречается как у человека, так и у животных. Причем связано оно с фиксацией в памяти информации об отличительных внешних признаках значимых для детенышей объектов, что играет основную роль в формировании и коррекции врожденных форм поведения. Слово «врожденный» говорит о генетической предопределенности этого явления и установлении нервных связей по типу условных рефлексов на базе безусловных. 

Открыл импринтинг австрийский зоопсихолог Конрад Лоренц в 1935 году, наблюдая за выводком серых гусей. За это уникальное открытие психофизиологического механизма запечатления он получил Нобелевскую премию. В результате своих наблюдений Лоренц выяснил, что утята могут принять за родителя любой объект, который увидят сразу после вылупления, даже если это будет неодушевленный предмет. Например, один из утят принял за маму надувной шарик и даже в половозрелом возрасте ухаживал за всеми движущимися круглыми предметами.  На основании результатов своих наблюдений ученый пришел к выводу, что импринтинг характерен и для людей – любое сильное потрясение способно оставить неизгладимый отпечаток в психике человека, влияющий на всю его последующую жизнь и особенности поведения.   

Теоретическое обоснование импринтинга имеет гипотетический характер, основанный на предположении о существовании в психике так называемого механизма высвобождения, запускаемого комплексом сильных раздражителей. Они могут быть обонятельными, зрительными, тактильными, вкусовыми, слуховыми, болевыми и др. Их действие для каждой особи индивидуально и генетически детерминировано. Суммарный эффект от раздражителей в критический, стрессовый для человека момент срабатывает, как пуск для механизма высвобождения. Проявляется это в быстром и чрезвычайно стойком закреплении в памяти вызванных стрессом или первым впечатлением эмоциональных, психических и поведенческих реакций. 

К импринтингу относят такие впервые встреченные явления:
    • Первая любовь.
    • Первое впечатление.
    • Первые успехи и неудачи.
    • Первые этапы фобий.
    • Образы родителей в первые дни и месяцы жизни.

Чаще всего закрепление признаков и сила их влияния наиболее выражены в раннем возрасте, но иногда «запечатление» происходит и в более зрелом возрасте.

Как и любое психическое состояние, импринтинг имеет свои признаки, а именно:
    • Необратимость результатов, которая заключается в том, что они с большим трудом поддаются коррекции.
    • Быстрота запечатления после одноразового контакта с объектом.
    • Отсутствие потребности в закреплении, например, пищевом.
    • Возможность формирования в определенный критический (сенсибильный) временной промежуток.

Период сенсибилизации довольно ограничен и приходится на особо эмоционально чувствительное состояние психики.

Какие выделяют виды импринтинга?

Это явление присутствует практически во всех сферах жизни. По теории психоневролога Тимоти Лири, существуют такие виды импринтинга:
    • Социальный, состоящий из комплекса импринтов – основных принципов, ценностей и стереотипов. Регламентирует отношения личности в социуме – религиозные убеждения, любовь, выбор спутника жизни, лидерство, дисциплину, самодисциплину, этнические традиции и т.д. Обычно отличается консерватизмом и неприятием инноваций, что вполне соответствует признаку необратимости. Частным случаем является импринтинг в рекламе, когда рано или поздно реклама того или иного объекта попадается человеку на глаза в сенсибильный, особо восприимчивый период и запечатлеватся в памяти. Поэтому особо впечатлительным особам следует крайне осторожно относится к новой информации и развивать в себе критический подход к ней. Не всегда новое действительно лучше старого. 
    • Оральный – самый ранний, формирующийся у младенцев при первых глотках материнского молока и ее первых ласковых прикосновениях. Недаром в народе говорят: «Впитал с молоком матери».
    • Территориально-эмоциональный, облегчающий привыкание и обитание в определенной среде. Как животные метят свою территорию, так и человек своим эмоциональным отношением и поведением закрепляет за собой свое жизненное пространство.
    • Вербальный, способствующий запоминанию звуков и символов, а также их сочетаний в словах и предложениях. Так ребенок учится говорить, читать и писать. Именно поэтому процесс научения протекает быстрее и эффективнее при интерактивном общении, когда ребенок включается в обучение на эмоциональном уровне. 

Кстати, закрепление в памяти результатов общения с другими и подражание им может быть, как позитивным, так и негативным, но в любом случае настолько сильным и стойким, что определяет общие установки, манеру поведения и интересы человека на долгие годы.

Хочу подробнее остановиться на таком понятии, как реимпринт, который заключается в изменении запечатленных в определенном возрасте установок, или иначе перепрограммирование психики. Реимпринт нашел свое применение в психологии и психотерапии. Метод этот довольно сложный, требует от специалистов немалых усилий, сочетания знаний и интуиции, опыта и индивидуального подхода. Но это вполне реальный путь изменить свою судьбу и положение в обществе.

Расскажите подробнее, как импринтинг влияет на развитие ребенка?

Прежде всего задайте себе вопрос, если ребенок непроизвольно запечатлевает родительские шаблоны поведения и нередко они становятся частью его личности, то кто или что в конечном итоге влияет на формирование психики маленького человека? Конечно родители и ближайшее окружение, особенно психологический климат в семье. Если ребенок постоянно находится в стрессовой среде, то все, что откладывается в его памяти оказывается чрезвычайно стойким, и определяет особенности характера, поведения и отношения человека к себе и окружающему его социуму. Изменить установки в этом случае неимоверно трудно, и удается это далеко не всегда. 

Поэтому родители должны быть внимательны к таким аспектам в общении с детьми, как:
    • Эмоциональные реакции. Следует избегать таких проявлений, как гнев, злость, нетерпимость, менторство и иных негативных реакций. 
    • Речевые обороты. Если ребенок сталкивается в семье с постоянным хамством и нецензурной лексикой, то не стоит удивляться, что рано или поздно вы получите такую же «ответку». 
    • Вредные привычки (алкоголь, курение и др.), особенно когда они присутствуют у значимыми в жизни ребенка людей. 
    • Пищевой режим и рацион. Всем известно, насколько пищевые привычки бывают сильными и долговременными. Мамин борщ, котлетки и блинчики навсегда остаются самыми вкусными и неповторимыми. Негативно повлиять на ребенка может лишь безалаберность в питании, преобладание в рационе «нездоровых» продуктов и пристрастие к фаст-фуду. 

И еще один аспект пищевого импритинга проявляется при переходе из старой семьи в новую. Фактически молодоженам приходится проходить реимпринт своих пищевых пристрастий, и это может стать одним из осложнений отношений в молодой семье, особенно, если подогревается любящей мамочкой. Привычка подкармливать сыночка его любимыми блюдами не всегда укрепляет новорожденный брачный союз.

Ребенок особенно восприимчив к импринтингу в возрасте до 5 лет. Недаром считается, что характер и поведение ребенка формируются именно в этот период, а потом изменить его практически невозможно. В пять лет у детей уже практически сформировано самосознание, а его симбиотическая связь с матерью ослабевает. Дитя становится своевольным, строптивым и упрямым. Так ребенок инстинктивно старается уйти из-под внешнего влияния и развить в себе самостоятельность. Поэтому родителям не стоит делать из этого трагедию, а просто направлять детский негативизм в положительное русло. 
Импринтинг считают мгновенным обучением, механизмы которого еще окончательно не изучены, но который может иметь революционное значение для будущего сферы обучения и развития мышления, причем в кратчайшие сроки. Но не следует бездумно экспериментировать с импринтингом, оставьте это ученым и специалистам по психологии и психотерапии. Ведь потуги самостоятельно вызвать в себе определенное состояние, трансформировать его в быстрое переживание и таким образом избавиться от фобии или привить себе желаемые качества могут закончиться плачевно для психики «экспериментатора». Ведь результаты импринтинга пока остаются трудно предсказуемыми и могут усугубить положение, когда вместо старой фобии появится новый страх, а в худшем случае их станет две – старая и вновь сформировавшаяся фобия.

Сейчас импринтинг активно используется при обучении детей иностранным языкам. Наиболее восприимчивым считается возраст от 5 до 10 лет, когда ребенок буквально впитывает информацию, как губка воду. Причем впечатывание образов происходит целыми блоками без ее анализа. В этом возрасте у ребенка в основном функционирует правое полушарие, отвечающее за эмоции, чувства и воображение, левое же полушарие, отвечающее за анализ и логику, пока малоактивно. Дети мыслят образами и при этом активно познают окружающий мир, накапливая информацию о нем. Левое полушарие включится и заработает в полную силу, когда информации будет достаточно для анализа и умозаключений. Отложенная в памяти до 10 лет информация самая стойкая и сохраняющаяся практически на всю жизнь. В дальнейшем импринтинг ослабевает и вызвать его к жизни в зрелом возрасте можно лишь при переживании сильного эмоционального стресса. 

Именно поэтому оптимальным периодом для обучение иностранным языкам является возраст 5-10 лет, причем обучение должно проходить в игровой форме и вызывать у ребенка приятные эмоции. Существуют специальные методики, разработанные разными авторами, одной из самых перспективных является методика В.Н. Мещеряковой.

Насколько важен импринтинг при выборе спутника жизни?

Многие мужчины и женщины не могут объяснить, почему им импонируют партнеры определенного типа. Часто то, что они постоянно наступают на одни и те же грабли, считается не поддающимся рациональному объяснению, чем-то иррациональным, почти мистическим, оправдывается превратностями судьбы. Выражение, что «браки заключаются на небесах» как раз и подтверждает кармический характер выбора партнеров. 

В действительности же эту закономерность можно понять и объяснить с научной точки зрения, рассматривая ее, как проявление импринтинга. Конечно у человека его механизмы значительно сложнее, чем у животных, чье потомство уже рождается приспособленным к жизни. Например, уже упомянутые утята формируют свои привычки уже с первых минут появления на свет, причем для окончания этого процесса достаточно всего несколько дней. Человеческий же детеныш рождается совершенно беззащитным с неразвитыми органами чувств, из инстинктов самым развитым является сосательный, включающийся с самого момента рождения и обеспечивающий выживание. 

Первый контакт с матерью происходит именно при прикладывании новорожденного к груди. Поэтому так важно это делать даже если у матери нет молока. Затем по мере полноценного включения остальных органов чувств происходит запечатление других восприятий от матери и отца – тактильных от ласковых прикосновений, звуковых от нежного и убаюкивающего материнского голоса, зрительных от склонившегося над младенцем любящего родительского лица. По мере взросления малыш начинает запечатлевать манеру поведения, прочно фиксировать в памяти речь, эмоции и взаимоотношения родителей. Со временем по их подобию формируется стереотип поведения ребенка в семье и его отношений с противоположным полом. Приходится этот критический период на пубертатный возраст, когда формируются вторичные половые признаки, изменяется гормональный статус и появляется сексуальный интерес к противоположному полу. В этом случае мы имеем дело с так называемым отложенным половым импринтингом, который приобретается тогда же, когда и материнский, но включается гораздо позже. За это время ребенок научается у родителей или окружения, каким должен быть половой партнер. Интересен тот факт, что если ребенок усыновлен, то он запечатлевает признаки приемного, а не биологического родителя. 

Образ потенциального партнера «создается», как восприятие значимых людей из ближнего окружения. Чаще всего стрелы Купидона поражают объекты, максимально схожие с образом родителей, реже – дворовых или школьных кумиров. Все наши проблемы с выбором спутника жизни родом из детства. Независимо от того, хорошим или плохим оно было, человек бессознательно стремится заново его пережить, воскресить прежние эмоции и образы. Именно поэтому ему импонируют те партнеры, которые вызывают ассоциации с детством, и необязательно только внешним сходством или поведением. Это может быть что-то неуловимое – характерный жест, мимика, взгляд, походка, особенности фигуры, практически что угодно, вызывающие ассоциации с главной фигурой из детских воспоминаний. Как только такая связь устанавливается, человек мгновенно запечатлевается на этом объекте.

Кстати, желанный половой партнер должен быть похожим на запечатленный образ, но не идентичным ему. Возможно мудрая природа распорядилась таким образом для того, чтобы исключить инцест, ослабляющий и суживающий генетический фонд рода. Благодаря этому маленькому нюансу романтические отношения между близкими родственниками становятся мало возможными.   

Импринтинг и изучение его механизмов помогают по-новому взглянуть и объяснить психические явления, расширить рамки и качественно изменить процесс обучения, помочь решить многие психологические проблемы. Зная и используя его закономерности, можно добиться поразительных результатов практически во всех сферах деятельности человека и тем самым максимально раскрыть потенциал каждой личности.  

Стоимость наших услуг
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Стоимость консультаций психотерапевтов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Наши специалисты

 

Сипович Владислав Алексеевич

Врач-психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт

Главный врач в Медицинском многопрофильном центре “Гармония Здоровья”

Образование: Медицинский государственный университет им. акад. И.П. Павлова

Опыт оказания наркологической и психотерапевтической помощи - 18 лет, а именно: выезды на дом, амбулаторная и стационарная работа

 

 

 

Павлова Наталья Валерьевна

Павлова Наталья Валерьевна  

Психолог, сексолог, семейный психолог, ведущий психотерапевтических групп.

Работает с:

  • комплексами,
  • неуверенностью в себе,
  • одиночеством,
  • проблемами в школе и на работе,
  • паническими атаками,
  • агорафобией и другими видами фобий 
  • также потерями людей, любви, работы, здоровья и уверенности в завтрашнем дне,
  • депрессиями и различными тяжёлыми и сложными состояниями.

 

 

Реккель Дарья Андреевна

Рекель Дарья Андреевна

Клинический психолог, психотерапевт

Работает с:

  • конфликтные отношения в паре
  • семейные кризисы, ситуации развода 
  • особенности воспитания детей
  • кризисы и психотравмирующие ситуации (горе, утрата, развод, переезд, потеря работы). 
  • алкогольная, наркотическая, игромания и другие виды зависимостей
  • личные психологические трудности (неуверенность, проблемы с самооценкой, повышенная тревожность и беспокойство) 
  • психоэмоционнальные расстройства , фобии, панические атаки, паранойя.

 

Николаева Анна Гемановна

Николаева Анна Германовна

Психотерапевт, сексолог

Опыт работы: 

Психотерапия для меня – это прежде всего инструмент, который помогает стать осознанным, личностно зрелым, самостоятельным, помогает научится справляться с трудностями, найти и понять самого себя, чувствовать себя полноценным  и счастливым.
Работаю я со взрослыми и подростками от 16 лет. Индивидуальная и семейная психотерапия, динамическая психотерапия, когнитивно-поведенческая терапия. Помогаю решить вопросы сексуального характера. Тревога и психосоматические заболевания. 

 

 

 

Пономарева Юлия Владиславовна

 

Пономарева Юлия Владиславовна

Детский психиатр, семейный психотерапевт

Работает с:

  • с нарушением поведения у детей и подростков
  • с трудностями в адаптации к школе и проблемами с успеваемостью ребёнка 
  • конфликтными отношения между родителями и детьми 
  • с апатией, тревогой, сниженным настроением у взрослых и подростков 

 

Посмотреть весь прайс клиники

Вы можете посмотреть или скачать полный прайс, с указанием всех услуг и процедур нашего центра.

Посмотреть сертификаты клиники

Наш медицинский центр имеет ряд государственных сертификатов и лицензий. Вы можете ознакомиться с ними в этом разделе.

Наши специалисты
В нашей клинике работает более 30 специалистов разных направлений. Выберите подходящего специалиста именно для Вас и запишитесь к нему на прием. 
Главный врач Сипович Владислав Алексеевич
Главный врач Сипович Владислав Алексеевич
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
ООО «Корректива»
СПб, пр. Тореза, д. 98, к1
+7 (812) 627-16-16 +7 (921) 784-47-37 +7 (966) 922-93-93 info@medgz.ru